Практики взаимодействия
между участниками
образовательного
процесса
Взаимодействие бизнеса и студентов, совместные программы вузов и компаний, а также сотрудничество с образовательными платформами уже не желаемый вектор развития для различных отраслей страны, а очевидная необходимость для подготовки кадров под актуальные роли и бизнес-задачи. С каждым годом становится понятнее, что подобные партнерства способствуют экономическому и технологическому прогрессу. Однако участники образования все еще продолжают искать наиболее эффективные механизмы сотрудничества.
Четыре источника знаний в зависимости от целей человека — бизнес, вузы, преподаватели и образовательные платформы
По всему миру происходят глобальные перемены. Перестраиваются экономические и социальные структуры государств. Российские компании и вузы вынуждены в условиях неопределенности трансформировать учебные программы таким образом, чтобы закрывать потребности всех игроков рынка труда.
У общества появляются новые запросы, и сфере образования необходимо оперативно на них отвечать
Дефицит навыков
Повышение скорости закрытия дефицита навыков выпускников
Дефицит профессий
Формирование и переосмысление содержания профессий, которые нужно комплексно развивать в новых экономических условиях
Изменение конкурентного поля в непрерывном образовании
Новые возможности провайдеров по созданию образовательных продуктов и расширение аудитории через цифровые образовательные маркетплейсы
Нам предстоит разобраться со сложностями цифровой трансформации и решить проблемы связи вуза с экономикой страны, бизнесом, обществом и уровнем благополучия выпускников. Уже не первый год обсуждаются сложности карьерного старта, нехватка востребованных специалистов, проблема разрыва между компетенциями выпускников и реальными нуждами рынка труда.
Мы видим, что бизнес сегодня — одна из движущих сил, которая меняет правила игры на рынке образования. Он активно участвует в обучении студентов, чтобы обеспечивать себя высококвалифицированными кадрами.
Скорость формирования необходимых бизнесу навыков возрастает с каждым годом, требуя новых форм сотрудничества. У людей меняются паттерны усвоения контента, в компаниях появляются новые профессии, и даже действующим специалистам нужны навыки, которые не всегда возможно получить в вузах. Бизнес не может ждать, когда университеты разработают новые программы обучения, поэтому начинает самостоятельно готовить студентов, тем самым решая свои краткосрочные и долгосрочные задачи.
Появилась совершенно новая модель партнерств — EdTech-платформ с вузами. Например, программы высшего образования, разработанные совместно с лучшими вузами России и такими компаниями, как Skillbox и «Нетология». Университеты таким образом смогли расширить зону влияния, а бизнес получил доступ к новой для себя нише. Изменился и российский рынок образовательных маркетплейсов: вузы давно с ними сотрудничают, бизнес тоже становится значимым игроком в этом направлении — так появились платформы Edutoria и «Образовал», которые предлагают не только профессиональное, но и личностное развитие.
Бизнес стал обучать студентов и без посредников — в виде вузов или тех же маркетплейсов. Крупнейшие российские компании — Сбер, Яндекс, VK, Ростех и многие другие — открыли собственные программы стажировок для студентов и программы обучения для сотрудников, а те впоследствии помогли сотрудникам переобучиться, перевернув их карьерный путь на 180 градусов.
Влиять на качество образования в стране можно не только через студентов и сотрудников. Сегодня бизнес создает программы, рассчитанные в том числе на преподавателей. Такая модель сотрудничества может считаться эффективной, потому что позволяет дотянуться до большего количества обучающихся. Пока что с этим сегментом аудитории работает не так много компаний, поэтому мы рассматриваем этот тренд как зарождающийся.
Утолить кадровый голод, переобучить сотрудников, создать практико-ориентированные программы для обучающихся, популяризовать принцип непрерывного развития — все эти задачи можно решить только сообща. Проанализировав кейсы от лидеров сферы образования, мы выделили модели функционирования на рынке образования, с помощью которых можно удовлетворить потребности и вузов, и бизнеса, и самих студентов.
На примере деятельности Сбера можно увидеть, как одна компания может работать сразу по четырем направлениям
Сбер сотрудничает со студентами и сотрудниками без посредников — в таких программах, как Школа 21, Центр стажировок и Школа новых профессий. Партнерство с вузами реализовано в рамках Бизнес-школы в МФТИ. Для обучения преподавателей Сбер открыл Летнюю и Зимнюю школы, а для поддержки культуры непрерывного образования компания создала свой маркетплейс — Edutoria.
Не все организации придерживаются подобного пути, кто-то развивает одну модель сотрудничества — стратегически важную. Мы хотим показать разные варианты и комбинации, как могут взаимодействовать друг с другом участники образовательного процесса.
Проблема дефицита кадров и навыков не нова для рынка труда. Следуя трендам технологического и экономического развития, бизнес расширяет штат, обучает текущих сотрудников и инвестирует в хантинг.
Бизнес решил действовать превентивно и начал самостоятельно формировать кадровый резерв. Крупные российские компании — такие, как Сбер, Яндекс, VK, Ростех, X5 — запускают программы стажировок и переобучения, открывают школы для молодых специалистов.
Как выглядит образовательная деятельность бизнеса:
Стажировки и школы, предназначенные для студентов, — таким образом компании приучают молодых специалистов к корпоративной культуре и нюансам работы. Бизнес вкладывается в студентов, чтобы в будущем получить в их лице сотрудников и партнеров. Это позволяет закрыть потребность в junior-специалистах. Однако выгоду извлекают не только компании: они учитывают интересы студентов, их желание развиваться. Это двусторонний процесс, в котором бизнес и студенты — партнеры.
Программы обучения для сотрудников — с их помощью компании помогают сотрудникам двигаться по карьерной лестнице и оставаться востребованными специалистами. Благодаря подобным инструментам бизнес обеспечивает себя middle- и senior-специалистами.
Интересный эффект от подобных программ — некоторые сотрудники меняют свою сферу деятельности и переходят работать в совершенно другие направления. Вместо повышения квалификации (upskilling) получается переобучение (reskilling), что соответствует тенденции, зародившейся на рынке труда в последние 15 лет, — люди стали чаще менять профессии. Автоматизация и цифровизация кардинально меняют привычные виды занятости. Государству и бизнесу нужны люди, которые динамично адаптируются к новым задачам и быстро обучаются профессиям.
Кейсы
Работа бизнеса напрямую со студентами и сотрудниками
Бизнес и вузы
Партнерство бизнеса с высшими учебными заведениями — это не отношения заказчика и провайдера обучения. Это процесс, в котором все стороны заинтересованы в соразвитии, в смене масштаба деятельности и вместе работают над созданием образовательных решений.
Объединяясь с бизнесом при построении единой траектории обучения, вузы могут получить дополнительную прибыль, укрепить свою репутацию и позиции в рейтингах.
Такие компании, как Сбер, Яндекс, Росатом, VK с помощью совместных программ, стажировок и профильных школ стараются решать бизнес-задачи — формировать кадровый резерв, повышать уровень знаний и компетенций текущих и потенциальных сотрудников, усиливать свой бренд как работодателя. Уже во время обучения студенты могут начать стажироваться в крупнейших технологичных компаниях и по-новому выстраивать карьерную траекторию. Просветительские инициативы бизнеса не всегда дают компаниям выгоду здесь и сейчас, чаще всего это долгосрочная инвестиция в развитие системы образования.
Бизнес
Разработка образовательного контента
Вузы
Наставники и площадка для обучения
EdTech-платформы и вузы
Создавая образовательные онлайн-продукты, EdTech-компании берут за основу академические наработки вузов, их фундаментальный подход к обучению. В итоге студенты получают качественное образование, вузы — расширяют зону влияния и просвещения, а EdTech-платформы получают доступ к перспективной нише, с которой никогда раньше не работали.
Трендсеттеры этой модели сотрудничества — «Нетология» и Skillbox, которые облегчают пользователям процесс обучения, позволяют получать знания из любой точки мира и практиковаться с ведущими экспертами из разных отраслей.
Благодаря совместным учебным программам EdTech-компаний с МФТИ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и другими ведущими учебными заведениями все больше студентов может получить качественное образование. Обучающиеся осваивают теоретические материалы в удобное время и удобном формате, работают над портфолио и реальными бизнес-кейсами, проходят стажировки параллельно с учебой.
Кейсы
Партнерство вузов с бизнесом и EdTech-платформами
Работа напрямую с преподавателями — возможность экстраполировать накопленные в компании знания и методики на бóльшее количество человек и в целом увеличить охваты образовательного контента. Это поможет преподавателям, а затем и студентам получить доступ к релевантным бизнес-практикам.

- Бизнес
- Преподаватели
- Студенты
Подобная модель сотрудничества предполагает взаимодействие бизнеса с преподавателями высших и средних учебных заведений (модель direct-to-faculty) — компании знакомят преподавателей с бизнес-кейсами и актуальными методиками обучения для занятий со студентами. Впоследствии преподаватели смогут применить полученные знания — на лекциях или семинарах, тем самым повысив их ценность. Уникальность проекта состоит в том, что компания в таком случае сотрудничает с преподавателями без обязательств, что после он будет работать в компании, которая передала знания.
Кейс
Взаимодействие бизнеса с преподавателями
Образовательные маркетплейсы — относительно новый тип образовательных партнерств. Они предоставляют учебный контент напрямую, без посредника, и резко снижают стоимость входа в образовательную деятельность для провайдеров, у которых есть курсы, но нет выхода на большую аудиторию. Пользователям хорошо известны западные маркетплейсы — например, Coursera, edX, Udacity, — но развиваются и российские проекты — «Образовал», Edutoria, «Открытое образование».
Раньше с образовательными маркетплейсами работали в основном вузы, теперь ничто не мешает компаниям и отдельным экспертам не только создавать курсы и делиться с публикой своими знаниями, но и продвигать личный бренд.

Не так давно бизнес также заинтересовался образовательными маркетплейсами и начал создавать свои проекты в этой сфере. Компании разрабатывают удобную инфраструктуру, которой человек, вуз и компания могут воспользоваться для расширения кругозора и получения релевантных навыков.
Благодаря функционалу маркетплейсов образование стало доступно широкому кругу лиц. На одной образовательной платформе могут учиться и дети, и взрослые — под каждого найдется полезный контент.
Ориентироваться в огромном количестве различных курсов довольно просто: платформы улучшают клиентский опыт, предоставляя пользователю всю необходимую информацию (описание курса, отзывы, рейтинги), чтобы он мог принять взвешенное решение — идти учиться или нет.
Образовательные маркетплейсы вдохновляют людей на непрерывное образование. Эти платформы показывают, сколько в мире интересных профессий и занятий, тем самым мотивируя публику получать новые знания и навыки. А благодаря асинхронному формату обучения каждый человек может найти в своем насыщенном графике время для саморазвития.
Кейсы
Образовательные маркетплейсы
Стать партнёром
Если хотите стать партнёром конференции
«Больше чем обучение», заполните форму
Войти
Чтобы участвовать в конференции
Онлайн регистрация
Спасибо! Ваша заявка направлена на рассмотрение
Мы свяжемся с Вами, чтобы подтвердить участие.
Вернуться на главнуюПароль отправлен на Ваш email
Следуйте инструкциям по восстановления пароля в письме
Ваша заявка отправлена
В ближайшее время ее рассмотрит наш специалист и ответит вам на почту
Спасибо, ваша заявка принята
Ответ будет отправлен на вашу электронную почту