Практики взаимодействия
между участниками
образовательного
процесса

Бизнес-модели и их перспективы развития

Взаимодействие бизнеса и студентов, совместные программы вузов и компаний, а также сотрудничество с образовательными платформами уже не желаемый вектор развития для различных отраслей страны, а очевидная необходимость для подготовки кадров под актуальные роли и бизнес-задачи. С каждым годом становится понятнее, что подобные партнерства способствуют экономическому и технологическому прогрессу. Однако участники образования все еще продолжают искать наиболее эффективные механизмы сотрудничества.

Специально к VI конференции «Больше чем обучение» мы проанализировали кейсы лидеров рынка, чтобы систематизировать формы образовательных партнерств между бизнесом и участниками образования. Мы решили изучить, как в новой реальности меняются взаимоотношения между представителями учебного процесса и как теперь выглядит путь обучающегося, которому важно учиться на протяжении всей жизни.

Четыре источника знаний в зависимости от целей человека — бизнес, вузы, преподаватели и образовательные платформы

Бизнес как катализатор перемен

По всему миру происходят глобальные перемены. Перестраиваются экономические и социальные структуры государств. Российские компании и вузы вынуждены в условиях неопределенности трансформировать учебные программы таким образом, чтобы закрывать потребности всех игроков рынка труда.



У общества появляются новые запросы, и сфере образования необходимо оперативно на них отвечать

Дефицит навыков

Повышение скорости закрытия дефицита навыков выпускников

Дефицит профессий

Формирование и переосмысление содержания профессий, которые нужно комплексно развивать в новых экономических условиях

Изменение конкурентного поля в непрерывном образовании

Новые возможности провайдеров по созданию образовательных продуктов и расширение аудитории через цифровые образовательные маркетплейсы


Нам предстоит разобраться со сложностями цифровой трансформации и решить проблемы связи вуза с экономикой страны, бизнесом, обществом и уровнем благополучия выпускников. Уже не первый год обсуждаются сложности карьерного старта, нехватка востребованных специалистов, проблема разрыва между компетенциями выпускников и реальными нуждами рынка труда.


Мы видим, что бизнес сегодня — одна из движущих сил, которая меняет правила игры на рынке образования. Он активно участвует в обучении студентов, чтобы обеспечивать себя высококвалифицированными кадрами.



Скорость формирования необходимых бизнесу навыков возрастает с каждым годом, требуя новых форм сотрудничества. У людей меняются паттерны усвоения контента, в компаниях появляются новые профессии, и даже действующим специалистам нужны навыки, которые не всегда возможно получить в вузах. Бизнес не может ждать, когда университеты разработают новые программы обучения, поэтому начинает самостоятельно готовить студентов, тем самым решая свои краткосрочные и долгосрочные задачи.

Появилась совершенно новая модель партнерств — EdTech-платформ с вузами. Например, программы высшего образования, разработанные совместно с лучшими вузами России и такими компаниями, как Skillbox и «Нетология». Университеты таким образом смогли расширить зону влияния, а бизнес получил доступ к новой для себя нише. Изменился и российский рынок образовательных маркетплейсов: вузы давно с ними сотрудничают, бизнес тоже становится значимым игроком в этом направлении — так появились платформы Edutoria и «Образовал», которые предлагают не только профессиональное, но и личностное развитие.


Бизнес стал обучать студентов и без посредников — в виде вузов или тех же маркетплейсов. Крупнейшие российские компании — Сбер, Яндекс, VK, Ростех и многие другие — открыли собственные программы стажировок для студентов и программы обучения для сотрудников, а те впоследствии помогли сотрудникам переобучиться, перевернув их карьерный путь на 180 градусов.



Влиять на качество образования в стране можно не только через студентов и сотрудников. Сегодня бизнес создает программы, рассчитанные в том числе на преподавателей. Такая модель сотрудничества может считаться эффективной, потому что позволяет дотянуться до большего количества обучающихся. Пока что с этим сегментом аудитории работает не так много компаний, поэтому мы рассматриваем этот тренд как зарождающийся.

Партнерство компаний и вузов позволяет соединить интересы бизнеса с возможностями академического образования. Бизнес получает более подготовленные под их стандарты кадры, а вузы становятся более релевантными для потребностей бизнеса. Благодаря этому выигрывает конечный потребитель и общество в целом: у людей появляется выбор, где и как учиться, на рынке возникает синергия, в результате которой растет уровень образования в стране.
Четыре модели образовательных партнерств

Утолить кадровый голод, переобучить сотрудников, создать практико-ориентированные программы для обучающихся, популяризовать принцип непрерывного развития — все эти задачи можно решить только сообща. Проанализировав кейсы от лидеров сферы образования, мы выделили модели функционирования на рынке образования, с помощью которых можно удовлетворить потребности и вузов, и бизнеса, и самих студентов.



На примере деятельности Сбера можно увидеть, как одна компания может работать сразу по четырем направлениям



Сбер сотрудничает со студентами и сотрудниками без посредников — в таких программах, как Школа 21, Центр стажировок и Школа новых профессий. Партнерство с вузами реализовано в рамках Бизнес-школы в МФТИ. Для обучения преподавателей Сбер открыл Летнюю и Зимнюю школы, а для поддержки культуры непрерывного образования компания создала свой маркетплейс — Edutoria.



Не все организации придерживаются подобного пути, кто-то развивает одну модель сотрудничества — стратегически важную. Мы хотим показать разные варианты и комбинации, как могут взаимодействовать друг с другом участники образовательного процесса.



Проблема дефицита кадров и навыков не нова для рынка труда. Следуя трендам технологического и экономического развития, бизнес расширяет штат, обучает текущих сотрудников и инвестирует в хантинг.

Бизнес решил действовать превентивно и начал самостоятельно формировать кадровый резерв. Крупные российские компании — такие, как Сбер, Яндекс, VK, Ростех, X5 — запускают программы стажировок и переобучения, открывают школы для молодых специалистов.

Бизнес взаимодействует со студентами и сотрудниками напрямую (модели direct-to-student и direct-to-employee), без посредников в виде вузов и образовательных платформ.

Как выглядит образовательная деятельность бизнеса:

1

Стажировки и школы, предназначенные для студентов, — таким образом компании приучают молодых специалистов к корпоративной культуре и нюансам работы. Бизнес вкладывается в студентов, чтобы в будущем получить в их лице сотрудников и партнеров. Это позволяет закрыть потребность в junior-специалистах. Однако выгоду извлекают не только компании: они учитывают интересы студентов, их желание развиваться. Это двусторонний процесс, в котором бизнес и студенты — партнеры.

2

Программы обучения для сотрудников — с их помощью компании помогают сотрудникам двигаться по карьерной лестнице и оставаться востребованными специалистами. Благодаря подобным инструментам бизнес обеспечивает себя middle- и senior-специалистами.

Интересный эффект от подобных программ — некоторые сотрудники меняют свою сферу деятельности и переходят работать в совершенно другие направления. Вместо повышения квалификации (upskilling) получается переобучение (reskilling), что соответствует тенденции, зародившейся на рынке труда в последние 15 лет, — люди стали чаще менять профессии. Автоматизация и цифровизация кардинально меняют привычные виды занятости. Государству и бизнесу нужны люди, которые динамично адаптируются к новым задачам и быстро обучаются профессиям.

Кейсы


Работа бизнеса напрямую со студентами и сотрудниками

Бизнес и вузы

Партнерство бизнеса с высшими учебными заведениями — это не отношения заказчика и провайдера обучения. Это процесс, в котором все стороны заинтересованы в соразвитии, в смене масштаба деятельности и вместе работают над созданием образовательных решений.

Объединяясь с бизнесом при построении единой траектории обучения, вузы могут получить дополнительную прибыль, укрепить свою репутацию и позиции в рейтингах.

Такие компании, как Сбер, Яндекс, Росатом, VK с помощью совместных программ, стажировок и профильных школ стараются решать бизнес-задачи — формировать кадровый резерв, повышать уровень знаний и компетенций текущих и потенциальных сотрудников, усиливать свой бренд как работодателя. ​​Уже во время обучения студенты могут начать стажироваться в крупнейших технологичных компаниях и по-новому выстраивать карьерную траекторию. Просветительские инициативы бизнеса не всегда дают компаниям выгоду здесь и сейчас, чаще всего это долгосрочная инвестиция в развитие системы образования.

Бизнес

Разработка образовательного контента

Вузы

Наставники и площадка для обучения


Подобное партнерство предполагает, что бизнес активно участвует в разработке образовательного контента, а вузы для компаний выступают наставниками и площадкой для обучения. Таким образом, получается синергия академических знаний, современных цифровых и мультимедийных технологий с практическими задачами бизнеса.

EdTech-платформы и вузы

Создавая образовательные онлайн-продукты, EdTech-компании берут за основу академические наработки вузов, их фундаментальный подход к обучению. В итоге студенты получают качественное образование, вузы — расширяют зону влияния и просвещения, а EdTech-платформы получают доступ к перспективной нише, с которой никогда раньше не работали.

Трендсеттеры этой модели сотрудничества — «Нетология» и Skillbox, которые облегчают пользователям процесс обучения, позволяют получать знания из любой точки мира и практиковаться с ведущими экспертами из разных отраслей.

Благодаря совместным учебным программам EdTech-компаний с МФТИ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и другими ведущими учебными заведениями все больше студентов может получить качественное образование. Обучающиеся осваивают теоретические материалы в удобное время и удобном формате, работают над портфолио и реальными бизнес-кейсами, проходят стажировки параллельно с учебой.

Партнерство EdTech-компаний и вузов — новая конструкция для всех участников рынка, поэтому многие процессы приходится выстраивать с нуля — работу над созданием образовательного контента, документооборот, внедрение бизнес-культуры в академическую среду.

Кейсы


Партнерство вузов с бизнесом и EdTech-платформами

Работа напрямую с преподавателями — возможность экстраполировать накопленные в компании знания и методики на бóльшее количество человек и в целом увеличить охваты образовательного контента. Это поможет преподавателям, а затем и студентам получить доступ к релевантным бизнес-практикам.

Если обучить 10 преподавателей, у каждого из которых по 100 студентов, то суммарно бизнесу удастся дотянуться до 1000 человек.
  • Бизнес
  • Преподаватели
  • Студенты

Подобная модель сотрудничества предполагает взаимодействие бизнеса с преподавателями высших и средних учебных заведений (модель direct-to-faculty) — компании знакомят преподавателей с бизнес-кейсами и актуальными методиками обучения для занятий со студентами. Впоследствии преподаватели смогут применить полученные знания — на лекциях или семинарах, тем самым повысив их ценность. Уникальность проекта состоит в том, что компания в таком случае сотрудничает с преподавателями без обязательств, что после он будет работать в компании, которая передала знания.


Образовательные маркетплейсы — относительно новый тип образовательных партнерств. Они предоставляют учебный контент напрямую, без посредника, и резко снижают стоимость входа в образовательную деятельность для провайдеров, у которых есть курсы, но нет выхода на большую аудиторию. Пользователям хорошо известны западные маркетплейсы — например, Coursera, edX, Udacity, — но развиваются и российские проекты — «Образовал», Edutoria, «Открытое образование».

Раньше с образовательными маркетплейсами работали в основном вузы, теперь ничто не мешает компаниям и отдельным экспертам не только создавать курсы и делиться с публикой своими знаниями, но и продвигать личный бренд.

Не так давно бизнес также заинтересовался образовательными маркетплейсами и начал создавать свои проекты в этой сфере. Компании разрабатывают удобную инфраструктуру, которой человек, вуз и компания могут воспользоваться для расширения кругозора и получения релевантных навыков.

Благодаря функционалу маркетплейсов образование стало доступно широкому кругу лиц. На одной образовательной платформе могут учиться и дети, и взрослые — под каждого найдется полезный контент.

Ориентироваться в огромном количестве различных курсов довольно просто: платформы улучшают клиентский опыт, предоставляя пользователю всю необходимую информацию (описание курса, отзывы, рейтинги), чтобы он мог принять взвешенное решение — идти учиться или нет.

Образовательные маркетплейсы вдохновляют людей на непрерывное образование. Эти платформы показывают, сколько в мире интересных профессий и занятий, тем самым мотивируя публику получать новые знания и навыки. А благодаря асинхронному формату обучения каждый человек может найти в своем насыщенном графике время для саморазвития.


СберУниверситет, как и большинство сайтов в интернете, использует файлы cookie. На основе этих данных мы делаем наш сайт удобнее и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.