Студенты

Школы Академии Яндекса

Как образовательный проект помогает в отборе и найме специалистов в IT

Сегодня находить материалы, курсы и стажировки для IT-специалистов достаточно просто. С их помощью можно не только изучить основы профессии, нужные для работы в технологической компании, но и повысить уровень знаний и практических навыков.

12 лет назад таких ресурсов было значительно меньше. Рынок технологий находился на раннем этапе развития: в России не хватало больших IT-компаний, в которых талантливые ребята могли набраться опыта и вырасти как профессионалы. Это затрудняло поиск специалистов нужного уровня в крупные технологические компании.

С подобной трудностью столкнулись и в Яндексе: запрос на IT-специалистов высокого уровня есть, а нужных кадров на рынке почти нет. Для того чтобы увеличить количество и качество специалистов, которых затем можно нанимать в компанию, Яндекс создал систему школ для специалистов с хорошей базовой подготовкой. Это бесплатные образовательные курсы для тех, кто интересуется информационными технологиями и хочет профессионально развиваться в этой области.

После выпуска студенты могут продолжить свою карьеру в Яндексе. Без этого проекта закрытие найма в компании было бы невозможно.

Вызовы

Около 12 лет назад мы с руководителями разработки интерфейсов увидели явную проблему в найме — на рынке нет нужных нам специалистов. Вопрос даже стоял не в количестве, а качестве. Мы собеседуем людей, а они не знают базовых вещей, которые для нас критичны. Рынок тогда был не очень развит и больших компаний, где можно набраться релевантного опыта, было не так много.

Сергей Бережной,
директор по взаимодействию
с разработчиками в Яндексе

В Яндексе поняли, что для закрытия найма необходимо организовать систему школ, где люди будут обучаться не с нуля, а со знаниями или опытом в профессии

Четыре вызова для старта школ

1

Разработать учебные программы по необходимым специальностям и с помощью сотрудников компании реализовать их.

2

Организовать набор в школы, то есть провести рекламную кампанию и сбор заявок.

3

Настроить автоматическую проверку вступительных и домашних работ студентов, так как ручная требует много усилий сотрудников.

4

Подготовить студентов к карьере в большой компании, то есть дать «живые» задачи и познакомить с практиками командной работы.

Решение

Создана система школ Академии Яндекса ― образовательные курсы для освоения востребованных IT-профессий

Курсы не единоразовые, они повторяются по запросу компании. Их составляют и преподают сотрудники Яндекса ― делятся со студентами экспертизой, рассказывают о применении знаний на реальных кейсах и дают для практики задания, с которыми обучающиеся могут столкнуться при работе в Яндексе. Это приближает студентов к реалиям компании и формирует навыки, необходимые специалистам в конкретных отделах.

Все проекты Академии бесплатные, но для того, чтобы на них попасть, нужно пройти серьезные вступительные испытания и конкурсный отбор.

Путь студента на примере программы «Школы разработки интерфейсов»

Это программа для всех, кто хочет научиться разрабатывать современные веб-интерфейсы с помощью HTML, CSS, JS и сопутствующих технологий.

Для того чтобы поступить в Школу разработки интерфейсов, нужно успешно пройти вступительные испытания. На них проверяются мотивация, а также базовые знания в области веб-технологий и навыки программирования.

1

Прием предварительных заявок

Широкая рекламная кампания привлекает тысячи заинтересованных пользователей.

2

Прием заявок с выполненными тестовыми заданиями

Тестовое задание достаточно сложное ― многих это отпугивает. Благодаря этому этапу компания отсекает нецелевую аудиторию. Ученики сразу показывают уровень знаний и насколько сильна их мотивация учиться в школе и, возможно, работать в Яндексе после выпуска.

3

Проверка тестовых заданий и проведение интервью

Тестовые задания проверяются автоматически, успешно с ними справляются только 10% всех откликнувшихся.

4

Подведение результатов отбора

Ранее в группу одной школы отбирали до 40 человек, сейчас этот порог подняли до 80–100 человек.

5

Проведение онлайн-лекций и семинаров

Сначала студенты слушают лекции онлайн ― обычно это около 16–20 лекций по несколько часов вечером в будние дни и один раз в выходные. За каждым студентом закрепляется персональный ментор из сотрудников компании, чтобы повысить вовлеченность в образовательный процесс.

Обучение предполагает выполнение домашних работ. Их проверка происходит в гибридном формате: часть домашних работ проверяются автоматически, некоторые задания преподаватель разбирает на лекции, и студенты сами делают вывод, насколько успешно справились с домашней работой.

Разбор нескольких работ от лектора

Лектор проверяет несколько работ и делает разбор, показывая эталонное решение домашней работы. Это эффективный способ сэкономить на человеко-часах. Раньше в школах проверяли все задания вручную, и это сильно осложняло процесс.

Автоматическая проверка

Школы активно развиваются в такой теме, как автоматическое тестирование, в т. ч. с помощью визуального сравнения интерфейсов с эталоном. В Яндексе начали использовать такой вид тестирования одними из первых в мире. Автоматическая проверка сильно разгружает лектора и дает обучающимся моментальный результат.

6

Очная работа над проектами в командах

Участникам школы оплачивается перелет и проживание в Москве. Во время очного этапа в команды собираются студенты разных специальностей, чтобы совместно работать над проектом, применяя полученные во время обучения навыки. За одним столом могут оказаться менеджер проекта, разработчик, дизайнер, аналитик.

7

Сбор обратной связи

Обработка мнений студентов помогает скорректировать и улучшить программы. Это важная часть работы школ. А многие студенты спустя время, уже как сотрудники, принимают участие в следующих школах и имеют возможность напрямую изменить что-то в процессах и материалах.

Результат

Созданы школы по более чем 10 направлениям. Основные из них:

  • Разработка интерфейсов
  • Бэкенд
  • Фронтенд
  • Менеджмент проектов
  • Дизайн
  • Продуктовая аналитика
  • Бизнес аналитика
  • Мобильная разработка

После окончания школы Яндекса уровень навыков студентов увеличивается. Например, с начального уровня (junior) до опытного специалиста среднего уровня (middle). Примерно половина выпускников школ продолжают свой карьерный путь в Яндексе ― проходят стажировку, разработчики устраиваются на позицию junior или даже сразу на middle.

Бонусным эффектом стала тренировка навыков сотрудников компании и их подготовка к руководящим должностям, например тимлид группы. Обучая других, сотрудники апгрейдили себя.

>50%
студентов школ Академии Яндекса продолжают карьеру в компании

То, что школы будут кузницей руководителей групп, мы сначала как-то всерьез не рассматривали, но по факту именно так оно работает. Неожиданный мета-эффект.

Сергей Бережной,
директор по взаимодействию
с разработчиками в Яндексе

Ресурсы

Для организации школы Яндекса нужно достаточно много человеческих ресурсов ― это специалисты компании, которые подготавливают и корректируют программы, проводят лекции или являются персональными менторами. Они выделяют в своем графике время для работы в школе Яндекса.

100
студентов может приходиться на одного менеджера школы

Включенность и время сотрудников ― основной ресурс школ.

Чтобы подготовить и провести лекцию, нужно от двух до четырех человек. На каждого ментора приходится от одного до трех студентов. А на сотню студентов школы нужен минимум один менеджер.

На организацию лекций требуются средства. Для онлайн-семинаров ― расходы на трансляции. Для очного этапа― не только прямые издержки проведения мероприятий, но и оплата студентам билетов и проживания в Москве.

Что дальше?

В планах школ Академии Яндекса рост, развитие новых направлений и партнерство с нишевыми проектами.

Рост. Расширение школ, их масштабирование начнется с привлечения большего количества заявок на обучение. Также в планах ― работа с теми, кто пока не достиг профессионального уровня, нужного для обучения в школах, но он хочет развиваться в этой компании.
Развитие. Увеличение количества специализаций ― одно из направлений развития школ Яндекса. Другое направление ― создание курсов для более продвинутой целевой аудитории. Сейчас разработчиков доучивают с уровня junior до middle. В будущем планируется создание программ, которые помогут поднять квалификацию с middle до более опытного, senior.
Партнерство. У школ Яндекса уже есть успешный опыт партнерства с нишевыми образовательными проектами. Это направление также будет развиваться: оно поможет создавать еще более интересные программы, привлекать новых экспертов и расширять круг людей, заинтересованных в обучении в школах компании.