Edtech-платформы

Партнерство МФТИ с EdTech-платформами

Перестраиваем восприятие: студент для работодателя — не только инвестиция, но и ресурс

Сегодня роль высшего образования переосмысливается. Для большинства работодателей практический опыт сотрудников становится важнее, чем их теоретическая подкованность и даже наличие диплома. Вузам важно подстраиваться под технологический прогресс, идти в ногу со временем и вносить изменения в свои программы, опираясь на запросы целевых аудиторий.

Центр «Пуск» МФТИ нашел способ перевести многолетнюю образовательную экспертизу в актуальный формат: в сентябре вуз запустил четыре профессиональные онлайн-магистратуры в связке с EdTech-партнерами. Главная особенность программ — сильный практический трек: студенты работают над реальными задачами бизнес-партнеров на дататонах, хакатонах и защищают проекты в качестве дипломов. Рассказываем о том, с какими вызовами столкнулась команда Центра при работе с бизнес-партнерами и какие решения апробирует для построения практического трека.

Вызовы

Сбалансировать структуру программ таким образом, чтобы практике уделялось не меньше внимания, чем теории

В основном студенты приходят в магистратуру с двумя запросами:

  • Освоить новую профессию
  • Получить возможности для карьерного роста

И в первом, и во втором случае обучающиеся нуждаются в углублении своих знаний и в пополнении портфолио реальными кейсами.

Причем возраст студентов здесь не имеет значения, практика одинаково важна для всех: как для бакалавров в возрасте 21+, так и для более «зрелых» студентов, среди которых есть предприниматели, руководители, профессионалы в различных областях.

Можно сказать, что на наших программах количество студентов разбито на трети: 30% — магистранты 20–25 лет, 30% — 26–35 лет, 30% — 36–50 лет. Есть студенты и старше 50. У студентов разный бэкграунд: наряду со вчерашними бакалаврами учатся редкие специалисты, топ-менеджеры, собственники бизнеса. Объединяет их интерес к выбранному направлению и желание работать над реальными задачами. Для молодых профессионалов важна возможность получить первый опыт работы, для зрелых — получить доступ к задачам лидеров индустрий, с которыми они не могут поработать в своей текущей позиции, и пополнить портфолио проектами в интересах известных компаний.

Юлия Ильяшенко,
Product Owner направления онлайн-магистратур
Центра «Пуск» в МФТИ

Построить работу с партнерами в новом ключе

Вокруг МФТИ сформировался широкий пул партнеров, которые предлагают студентам стажировки, участвуют в организации хакатонов и ярмарках вакансий, выступают в качестве базовых организаций или развивают лаборатории в университете. Однако практика своеобразного аутсорсинга задач студентам — особенно долгосрочных — для вуза и партнеров была в новинку. Компании воспринимали отчуждение задач из своего бэклога как трудоемкий процесс, предполагающий длительную адаптацию проектной команды студентов. Чтобы обеспечить программы практическим материалом, нужно было реализовать новый подход к решению этой задачи и предложить его партнерам.

Научиться привлекать к проектной работе взрослых студентов

Студенты онлайн-магистратуры — люди с выстроенными рабочими графиками, с семьями, порой — с собственным бизнесом, и для них найти от 15 часов в неделю для учебы в магистратуре — серьезный вызов. Обучающиеся должны быть очень мотивированы, чтобы они смогли самоорганизоваться, синхронизироваться из разных часовых поясов, разделить роли, декомпозировать цели, настроить рабочие графики.

Реализовать практический трек полностью в онлайн

География студентов охватывает разные регионы России и простирается за ее пределы, поэтому команде магистратур важно разработать удобный формат сотрудничества, закрывающий потребности работодателей.

Изменить представление о работе с вузами: студенты это не только инвестиция, но и ресурс

Небольшое количество компаний на рынке может позволить себе вовлеченную работу со студентами. Чаще представители бизнеса признаются, что у них нет на это времени и сил: достаточно глубоко укоренилось убеждение, что работа со студентами — долгосрочные инвестиции, и далеко не самые окупаемые. Поэтому многие компании либо избегают работы со студентами, либо скидывают на них бумажную рутину.

В кейсе с профессиональными онлайн-магистратурами нужно ломать это представление и менять устоявшийся порядок: магистранты — ценные кадры с разноплановым опытом за плечами, они могут справляться с совершенно разными задачами и, будучи представителями разных индустрий, предлагать решения, которые не видят штатные команды.

Решение

Для подготовки практического трека важно не только заинтересовать компании, но и организовать слаженную работу в связке «вуз—индустриальный партнер». Для этого в Центре формируется Проектная лаборатория, в рамках которой идет работа над решением задач компаний и кристаллизуются лучшие практики взаимодействия с партнерами и построения практического трека.
Для старта практического трека на базе реальных задач рынка необходимо:

Собрать команду и отстроить внутренние процессы

Работа с бизнесом, особенно если вас интересует экспертное участие компании в вашей программе, требует как минимум одного менеджера по работе с партнерами в команде. Это человек, который должен выстроить CJM (от англ. Customer Journey Map — карта пользовательского пути) входа в компании и будет тестировать разные инструменты и форматы вовлечения бизнеса в развитие образовательных программ и студентов. Работа с партнерами — итеративный процесс, в ходе которого проверяется множество механик взаимодействия и тестируются разные подходы. В Центре команда в первую очередь работает не с компаниями, а с экспертами, предлагая им примерить на себя разные роли: прийти к студентам в качестве спикера и поделиться инсайтами о своем продукте, стать для них ментором или трекером. Все это многообразие ролей и опций должен структурировать в голове эксперта менеджер по работе с партнерами и помогать эксперту достигать своих целей вместе с проектными командами студентов.

В построении практического трека на базе реальных задач ключевую роль играет команда методистов и академические директоры программ. Они экспертно оценивают сложность задач, с которыми приходят индустриальные партнеры, и, опираясь на учебный план и представление о потенциальном ходе решения, дают обратную связь.

Представитель компании-партнера, который аутсорсит задачу, официально становится индустриальным руководителем практики. Эта роль предполагает совмещение двух функций: с одной стороны, индустриальный руководитель выступает заказчиком решения, а с другой — трекером. Он дает обратную связь команде, направляет ее, уточняет требования к результату и участвует в защите решения.

Отобрать потенциальных партнеров

Не с каждой компанией получится выстроить эффективное сотрудничество: у кого-то не хватит времени, у кого-то — мотивации. Важно найти партнеров, у которых есть внутренняя потребность в участии в подобных проектах. Команда Центра остановила свой выбор на двух укрупненных группах:

Известные компании с сильным брендом и развитой корпоративной культурой. У таких партнеров достаточно ресурса, чтобы работать с вузами, развиты функции HR-брендинга, T&D/L&D (от англ. Training and Development, Learning and Development — обучение и развитие). Эти партнеры планируют в средней и долгосрочной перспективах, готовы инвестировать в подготовку кадрового резерва, начиная со школьников. Руководствуются принципами устойчивого развития, безвозмездно делятся своей экспертизой.

Наукоемкие и высокотехнологичные стартапы, а также профессиональные НКО, ассоциации, союзы. Объединяет эти два типа партнеров то, что им необходимо планировать на годы вперед: первым — для привлечения инвестиций, вторым — для того, чтобы формировать ландшафт отраслей и привлекать новых участников. Также их объединяет большой объем задач в условиях недостатка человеческих ресурсов, поэтому стартапы и профессиональные объединения готовы привлекать магистров к работе над проектами. Для стартапов также актуален вопрос снижения стоимости найма, и работа с вузами в этом случае — эффективный способ отобрать в команду талантливых кандидатов до того, как они выйдут на рынок.

Кандидатуры всех партнеров команда валидирует с академическими директорами программ, чтобы избежать репутационных рисков и сконцентрировать силы на привлечении студентов с релевантным компании набором навыков.

Выстроить коммуникацию

Команда Центра выделяет две аудитории внутри компании партнера и работает с ними по разным CJM:

Ответственные за найм, развитие HR-бренда, DevRel. У этих команд есть показатели по закрытию вакансий, eNPS, узнаваемости бренда и лояльности к нему. Этим стейкхолдерам стоит предлагать участие в «Днях карьеры», соорганизацию хакатонов, проведение стажировок, запуск совместных спецпроектов и информационное сотрудничество.

Ответственные за развитие продуктов и проектов — тимлиды, продакты, проджекты, руководители. Перед командами, участвующими в основных бизнес-процессах, стоит ряд вызовов, которые могут превратиться в задачи для студентов. Решения проектных групп — как минимум источник свежих идей для команд или, по аналогии с медициной, второе мнение. Как максимум — способ получить работающее решение с минимальными трудозатратами штатной команды.

Самое сложное — приходить к партнерам в первый раз, когда новая практика только апробируется и еще нет историй успеха. Решается эта задача углублением воронки привлечения эксперта, увеличением количества касаний: начать с приглашения на «Дни компаний», предложить интерактив со студентами или гостевую лекцию, передать на решение студентам краткосрочную задачу. Это позволяет эмоционально вовлечь экспертов и постепенно укреплять доверие к формату сотрудничества.

Заинтересовать потенциальных индустриальных партнеров

Важно донести до компаний мысль, что студенты — не обуза, а ресурс. Во-первых, потому что у весомой части из них есть серьезный профессиональный бэкграунд в выбранном треке обучения: они уже занимают высокие должности, а поступают для углубления знаний и подтверждения своих компетенций. Во-вторых, индустриальным партнерам может быть ценен опыт студентов в других направлениях и насмотренность в смежных областях.

Один из наших партнеров развивает приложение в области персонализированной медицины, которое рассчитывает биологический возраст пользователя, исходя из различных параметров: веса, роста, биохимических показателей и т.д. Руководитель компании заинтересовался опытом студентов нашей программы «Прикладной анализ данных в медицине», на которой мы учим врачей и исследователей работать с Big Data. Нашим магистрантам предложили задачу разработать такие диагностические модели вопросов к пользователю, которые бы помогли выработать коэффициенты к паспортному возрасту и выдвинуть гипотезы биологического. Интересно, что для партнера был уже ценен опыт, который студенты получили вне программы, — их медицинское образование — для генерации гипотез. А для их проверки студентам уже пригодится новый скиллсет, который они освоят, учась у нас.

Юлия Ильяшенко,
Product Owner направления онлайн-магистратур
Центра «Пуск» в МФТИ

Выбрать формат задач и научить компании их отчуждать

Также важно определиться, что именно необходимо студентам для практики. Не стоит передавать им в работу текущие задачи компании, аутсорс которых требует долгой адаптации и детального понимания внутренней кухни. Гораздо лучше подойдут задачи, верхнеуровнево сформулированные; задачи из дальнего бэклога; либо те задачи, которые пока находятся на уровне идей. Запуск новых продуктов и сервисов, проработка путей выхода на новые рынки, разработка новых моделей и алгоритмов, преобразование воронок — у каждого индустриального партнера в продуктах и проектах есть уйма потенциальных задач к решению, на которые не хватит сил в «операционке» и которые так и не попадут в бэклог в среднесрочной перспективе. Работа с проектными группами магистрантов поможет этот вопрос решить — с навигацией от индустриального руководителя студенты разработают для компании новые дорожные карты, проведут исследования и тестирования, проанализируют данные и запустят новые сервисы.

Если партнеру сложно отдать на задачу на долгосрочное развитие в перспективе года-полутора лет, команда Центра помогает экспертам сформулировать задачи для хакатонов и дататонов или задачи-брифы, решения для которых студенты готовят в рамках тематических учебных модулей.

Результат

В сентябре 2022 года Центр «Пуск» МФТИ при участии EdTech-партнеров, «Нетологии» и SkillFactory, запустил программы онлайн-магистратур по четырем направлениям:
1
Прикладной анализ данных в медицине
2
Науки о данных
3
Управление цифровым продуктом
4
Финансовые технологии и аналитика
>380студентов
Столько обучается сейчас в онлайн-магистратурах Центра
>30партнеров
Согласились участвовать в разных форматах работы с Центром
Среди них: Сбер, Яндекс, ВКонтакте, Ozon, X5 Retail Group, Kaspersky, Ланит, HeadHunter и другие крупные игроки и высокотехнологичные стартапы. Учебный год только начался, но в рамках «Дней компаний» с гостевыми лекциями к студентам уже пришли представители Сбера, Альфа-банка, Ozon Fintech, Atlas, Webiomed, Miro и других компаний.

У нас определены дизайн программ и видение форматов работы, однако мы стараемся отзываться на те возможности, которые нам предлагают индустриальные партнеры. Так, мы откликнулись на предложение «Альфа-банка», эксперты которого в качестве эксперимента пригласили наших студентов, успешно прошедших небольшое тестирование, принять участие в закрытом митапе команд — КАП («Клуб анонимных продактов»). Для студентов это был честный опыт «прожарки» их идей и решений от продактов «Альфы». Это ценная возможность контакта с реальным рабочим флоу конкретной компании и шанс узнать больше о внутренней кухне, который далеко не всегда можно получить даже в рамках стажировки, не говоря уже об учебных программах.

Юлия Ильяшенко,
Product Owner направления онлайн-магистратур
Центра «Пуск» в МФТИ

За три недели команда описала >15 реальных кейсов компаний: решать одни студенты начнут уже в этом году на хакатонах и дататонах, другие — развивать в формате работы над ВКР с января следующего года.

Что дальше?

В 2023 году планируется второй набор на текущие программы магистратур, а также запуск новой. Один из ключевых принципов — базирование практического трека на реальных задачах компаний рынка — останется неизменным.
Команда Центра планирует продолжить менять представление бизнеса о работе со студентами и готовится создать Клуб наставников, в котором объединит всех экспертов, участвующих в жизни программ в качестве менторов, гостевых спикеров, трекеров и индустриальных руководителей практики. По мнению команды, помимо укрепления профессионального бренда, аутсорсинга задач и поиска талантливых сотрудников, экспертов может заинтересовать качественный нетворкинг. Для этого в Клубе предусмотрены митапы наставников, призванные укрепить комьюнити экспертов вокруг вуза и познакомить их с лучшими практиками менторинга и трекинга.