Edtech-платформы
Партнерство «Нетологии» с вузами
Как создать магистерские программы в онлайне и увеличить финансовые показатели бизнеса в пять раз
С 2019 года рынок высшего образования очень изменился, в первую очередь это
связано с
потребностями его участников. Студентам нужны практико-ориентированные учебные программы, эффективные и
современные методики обучения и возможность трудоустроиться сразу после выпуска. Партнерство ведущих
российских вузов и EdTech-компаний — логичное решение проблемы, считают в «Нетологии».
В 2021
году компания запустила первые две программы в сотрудничестве с Высшей школой экономики (ВШЭ) и
Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) при РАНХиГС, чтобы соединить сильные стороны
классического и онлайн-образования. В 2022 году 432 человека поступили и учатся на девяти магистерских
программах, созданных в партнерстве «Нетологии» с вузами.
Онлайн-практики применяются в высшем образовании в три раза реже, чем в дополнительном
Рынок высшего образования в четыре раза больше ДПО
1 Данные на 2019 год на основе исследования, проведенного MEdMarket.
2 Данные на 2020 год на основе
исследования, проведенного TalentTech, MEdMarket и «Нетологией».
Вызовы
Объединить фундаментальность и качество академического образования с технологиями EdTech-компаний и
практикой экспертов рынка
Как относятся к онлайн-обучению на программах высшего образования студенты, согласно исследованию
O+K Research3
Бакалавры и студенты очной магистратуры негативно оценивают свой опыт онлайн-обучения в период
COVID-19
Среди негативных элементов опыта студенты выделяют:
- технические сбои,
- трудности самоорганизации,
- дефицит живого общения.
Также есть претензии содержательного характера:
- низкое качество подачи и проверки усвоения материала,
- недостаток обратной связи от преподавателя,
- большой объем заданий.
Ключевой запрос студентов — знания и навыки через продуктивное общение с преподавателями.
3 Закрытое исследование рынка бакалаврских и магистерских программ проводилось
агентством O+K Research в марте 2022. Было опрошено 672 человека — мужчины и женщины от 17 до 55 лет: студенты
первого курса бакалавриата, родители студентов первого курса бакалавриата, студенты очной магистратуры,
а также студенты онлайн-магистратуры.
Решение
В 2020 году «Нетология» совместно с НИУ ВШЭ и ИБДА РАНХиГС начала готовить к запуску две магистерские программы
«Управление цифровым продуктом»
в партнерстве с НИУ ВШЭ
«Цифровое предпринимательство»
в партнерстве с ИБДА РАНХиГС
Первые наборы на эти программы прошли осенью 2021 года. Обе программы создавались с нуля, обучающий контент
EdTech-компания с вузами готовили 50/50. Этих принципов при разработке образовательных программ компания
придерживается и сегодня.
Вузы дают студентам:
- Программы обучения, отвечающие федеральным образовательным стандартам
- Фундаментальные знания и широкий кругозор
- Системное мышление
- Диплом о высшем образовании государственного образца
«Нетология» — студентам:
- Актуальные знания и практики от экспертов рынка
- Технологичный подход к образованию
- Поддержку от координатора и коммьюнити-менеджера
- Гибридный формат обучения (мастер-классы, перевёрнутый класс, живые вебинары и видеолекции)
- Стажировки в ведущих компаниях рынка (банк резюме и банк вакансий)
Как выглядит процесс обучения в онлайн-магистратуре на примере программы
«Финансовые технологии и аналитика»
В 2022 году совместно с МФТИ «Нетология» запустила онлайн-магистратуру
«Финансовые технологии и аналитика». Программа рассчитана на финтех-аналитиков и
финтех-разработчиков,
в которых нуждаются банковская и финансовая сферы.
Студенты учатся дистанционно: часть материалов они осваивают асинхронно — через видеолекции.
Значительная часть обучения проходит в формате вебинаров, где есть возможность общаться с
преподавателями, участвовать в групповых работах и задавать вопросы. Так же, как и на очных
программах,
студенты сдают зачеты и экзамены, пишут итоговые магистерские дипломы. Обучение достаточно
интенсивное,
оно не отличается
от аудиторных программ. Существенная разница в том, что на онлайн-программах больше возможностей для
совмещения учебы с работой и личной жизнью. Занятия проходят по вечерам в будни и по субботам, а
видео
можно смотреть в удобное время.
Студентов в процессе обучения поддерживает команда сопровождения — координаторы магистратуры. Это
«онлайн-деканат», куда можно прийти
с любым вопросом: от оформления студенческого билета и доступа к
образовательному контенту до взаимодействия с преподавателями.
«Нетология» знакомит студентов с реальными задачами индустриальных партнеров. Для прохождения
практики
крупные банки и платежные сервисы предоставляют студентам рабочие кейсы, а стажировки в ведущих
компаниях финансового сектора играют роль «симулятора» реального трудоустройства.
В начале пути у компании было 10 основных гипотез. Из них 4 полностью подтвердились, 2 — частично
подтвердились
и 4 не подтвердились совсем.
Выход на рынок высшего образования начать с магистратур, а не с бакалавриатов, поскольку
в
магистратурах учится аудитория, схожая по ключевым характеристикам (пол, возраст, цели)
с
теми,
кто
покупает дополнительные программы, и «Нетология» умеет с ними работать.
Подбирать для сотрудничества топ-вузы из рейтинга, составленного на основе внутреннего
исследования
«Нетологии», потому что для студентов важен бренд образовательного учреждения.
Найти востребованную профессию, которой еще не обучают, и сделать по ней магистерскую
программу.
Продвигать не «Нетологию» или отдельное направление, а идею получить высшее образование
онлайн,
так
как эта потребность еще не достаточно сформулирована на рынке.
Брать все успешные программы дополнительного профессионального образования
и на их основе делать магистерские программы.
Одна из самых продаваемых программ на платформе — обучение UX-дизайну. «Нетология»
решила:
если
программа популярна на рынке ДПО, магистерская программа тоже будет пользоваться
успехом.
Это не
так: целевая аудитория не видела смысла тратить два года на обучение. Студенты
ориентировались
на практику
и быстрый выход на рынок труда. Главная цель UX-дизайнера ― не получить
диплом
магистра, а создать продающее, профессиональное портфолио.
Среди подобных кейсов, которые получили низкую оценку потенциала для формата
магистерских
программ: курсы «Руководитель интернет-магазина», «Бизнес-аналитик», E-commerce.
Создавать программы под профессии нового века востребованные в будущем, до которых рынок
должен
дорасти.
Это перспективно, но требует огромных инвестиций в развитие рынка, в формирование у
людей
потребности, что такая профессия нужна. Примеры — LegalTech, FinTech.
Неподтвержденные гипотезы
Возможна конкуренция за студента внутри компании между программами высшего образования и
ДПО.
По результатам двухлетней работы в «Нетологии» отметили, что это два совершенно разных
портрета
студентов.
Помогать вузам переводить их офлайн-программы в онлайн-формат, и этот продукт будет
им интересен.
Вузы не хотят внутренней конкуренции, поэтому чаще всего готовы вместе с «Нетологией»
создавать
программы по новым для вуза темам.
Создавать магистратуры для сегмента PRO — людей, которые хотят углубить свои знания
в
профессии,
подтвердить их дипломом.
Наибольшей популярностью пользуются программы, рассчитанные на новичков — тех, кто хочет
получить профессию с нуля.
Наличие бюджетных мест поможет в продвижении магистерских онлайн-программ.
«Нетология» ожидала, что при введении бюджетных мест компания расширит клиентскую
воронку и
соберет больше заявок. То есть абитуриенты, которые не пройдут на бюджет, выберут
платное
направление. Конверсия из оставленных заявок на обучение в покупку составила всего 5%,
тогда
как
ожидания «Нетологии» были
на уровне 30—40%.
Люди, не прошедшие на бюджет в эту магистратуру, ищут другие бюджетные образовательные
программы.
Им нужен диплом, а не конкретная профессия и навыки. Целевая аудитория «Нетологии» —
абитуриенты, которые знают, что хотят получить от образования. Они готовы заплатить за
то,
чтобы
освоить профессию мечты.
Результат
«Нетология» успешно вышла на новый рынок — в 2021 году заняла второе место после НИУ ВШЭ по количеству
обучающихся на магистерских онлайн-программах.
Совместная программа «Нетологии» и НИУ ВШЭ
Набор на учебные программы «Нетологии»
Набор на учебные программы НИУ ВШЭ
В 2021 году на программе онлайн-магистратуры Нетологии и НИУ ВШЭ «Управление цифровым продуктом» был самый
большой набор студентов из всех онлайн-программ высшего образования в РФ — 129 человек. В 2022 году рекорд
удалось побить и набрать 165 человек, снова заняв первое место на рынке онлайн программ высшего образования.
За второй год работы:
Финансовые показатели
увеличились в 5 раз
Было создано
9 программ обучения
2022 год
около 65
миллионов рублей
в обороте направления
Мы сумели сделать программы такими, чтобы студент не чувствовал себя одиноким, брошенным один на один с компьютером.
Ольга Сохнева,
Руководитель направления,
«Высшее образование» в «Нетологии»
Почти половина студентов (45%) приходят получать высшее образование с целью поиска новой работы или
смены
деятельности, 28% хотят восполнить пробелы в уже имеющейся сфере деятельности, а 17% — чтобы
развивать свой
бизнес или запустить продукт.
Студенты партнерских программ «Нетологии» и вузов в два раза реже бросают обучение, чем студенты
офлайн-магистратур обычных вузов
«Нетология»
5% студентов оставляют обучение в течение семестра
Офлайн-магистратуры обычных вузов
10% студентов оставляют обучение в течение семестра
В 2022 году 432 человека поступили и учатся на девяти программах высшего образования в «Нетологии»:
Высокую оценку команда «Нетологии» связывает с пятью ключевыми факторами:
1
Студенты довольны качеством образовательного продукта и они понимают, как
полученные знания будут применяться на практике.
2
Компания отстаивает интересы студентов, постоянно улучшает процессы, создает необходимую
инфраструктуру
для обучения, делится своим опытом сопровождения
с командой вуза.
3
Формирует представление студентов
об образовательной программе как цельном и комфортном продукте: студент не должен замечать, что
продукт
создан двумя организациями
с разными командами и процессами.
4
Формирует большой пул индустриальных партнеров и разные варианты сотрудничества с пользой
для студентов.
5
Команда сопровождения находится на связи со студентами 24/7: студент не чувствует себя брошенным наедине с компьютером.
Что дальше?
За два года работы в компании сформировался самостоятельный бизнес-юнит. На старте в нем работало два
человека,
сейчас — почти 50. В планах «Нетологии» активно развивать направление высшего образования. Выходить на рынок
бакалавриатов, достраивать продуктовую линейку с магистерскими программами, усиливать текущие партнерства и
искать новые. Благодаря этому с каждым годом доля высшего образования в обороте «Нетологии» будет расти,
равно
как и присутствие Нетологии на рынке высшего образования
Партнерство EdTech-компаний и вузов — новая конструкция для всех участников рынка, поэтому важно набраться терпения. Многие процессы приходится выстраивать с нуля, но главное, что и вузы, и «Нетология» хотят одного и того же — создавать качественный инновационный продукт, который поможет студентам построить карьеру и заниматься любимым делом.
Ольга Сохнева,
Руководитель направления,
«Высшее образование» в «Нетологии»