Школы новых профессий в Сбере

Как с помощью программ переобучения преумножать человеческий капитал внутри компании

В условиях нестабильной обстановки в мире любой специалист чувствует себя неуверенно: знания — а иногда и профессии — устаревают с большой скоростью, в компаниях меняются стратегии и приоритеты, усиливается конкуренция на рынке труда. Бизнес также чувствует себя неуверенно: не удается оперативно закрывать вакансии, ощущается острая нехватка высококвалифицированных кадров.

Для поддержки сотрудников Сбер создал Школу новых профессий, с помощью которой люди могут перестроить карьерные маршруты, освоить редкую профессию или успешно развиваться в рамках знакомой сферы.

Вызовы

Помочь сотрудникам перезагрузить карьеры, а Сберу — сохранить человеческий потенциал внутри компании

На старте разработки системы переобучения перед компанией стояли следующие задачи:

Справиться с дефицитом IT-специалистов на рынке

В 2019 году было открыто более 2000 вакансий, и компания понимала, что количество предложений не соответствует уровню спроса. Необходима образовательная программа, позволяющая превентивно закрывать потребности бизнеса в высококвалифицированных кадрах.

Поддержать сотрудников при трансформации профессии

Дефицит кадров ощущался не только в сфере IT — например, еще в дизайне, продажах, маркетинге. Также многим сотрудникам уже не хватало текущих знаний и навыков, чтобы эффективно справляться с новыми бизнес-задачами, и Сберу предстояло решить эту проблему.

Создать дополнительные возможности для карьерного развития сотрудников

Здесь компания видела для себя два плюса — повышается лояльность сотрудника к работодателю; переобученный сотрудник быстрее адаптируется к новой должности и рабочим процессам, чем человек, привлеченный с внешнего рынка.

Сформировать кадровый резерв для позиций, которые стихийно появляются и сложно закрываются с внешнего рынка

Так как Сбер активно развивается, периодически открывается большой пул вакансий под новые направления. В таком случае HR не может закрыть потребности бизнеса здесь и сейчас, поэтому необходимо заранее планировать подготовку кадрового резерва.

Сделать траекторию обучения сотрудников максимально прозрачной

Важно разработать систему, в которой сотруднику был бы виден его путь по карьерной лестнице и было понятно, что надо сделать, чтобы перейти на следующую ступень.

Решение

Школа новых профессий готовит сотрудников Сбера не только по IT-специальностям. На основе матриц профессиональных компетенций Школы новых профессий и на базе СберУниверситета эксперты компании готовят слушателей на уровень junior по разным направлениям.

250

академических
часов

Длится программа переобучения в Школе новых профессий

Средняя продолжительность обучения по программам — полгода. За это время сотрудники IT-направлений могут поменять стек технологий или освоить смежные специальности, а сотрудники банковских офисов — сменить сферу деятельности.

Программы в Школе модульные: первый модуль — электронные курсы, доступные сотрудникам 24/7, поэтому людям удобно совмещать работу с обучением. Второй модуль — обучение с преподавателем — проходит в формате вебинаров продолжительностью три часа. Сотрудники их посещают в нерабочее время. Вебинары записываются, чтобы у обучающихся была возможность повторить пройденный материал.

Помимо теоретической части, в Школе проходят кейс-сессии, на них разбираются домашние задания, и обучающиеся могут напрямую задать вопросы преподавателю. В некоторых образовательных траекториях предусмотрены промежуточные экзамены.

Изначально в качестве преподавателей Школа новых профессий привлекала сотрудников ведущих вузов, но в компании быстро поняли, что обучение станет более эффективным, если преподавать будут эксперты Сбера.

Есть уже несколько кейсов, когда выпускники программ переобучения возвращаются в «Школы новых профессий» в качестве преподавателей.

Например, одна из сотрудниц работала в IT-направлении, но решила выучиться на Data-инженера. Она перешла на новую роль, получила повышение, а также стала успешным преподавателем.

Результат

В проекте есть 17 траекторий переобучения. Набор на траектории открывается в зависимости от потребности, идет разработка новых направлений.

Траектории на цифровые роли

dote

Работа с данными: Data Analyst, Data Engineer, Data Scientist

dote

ИТ: Java Developer, Frontend Developer, Kotlin Developer,QA Engineer, Системный и бизнес-аналитик

dote

Agile: Product owner, Scrum-мастер

Траектории на не IT-профессии

dote

HR: HR бизнес-партнер

dote

Дизайн: Менеджер эмоционального клея

dote

Работа с проблемными активами: специалист по напр. банкротства ЮЛ, специалист по напр. урегулирования корп. задолженности

dote

Продажи: клиентский менеджер, старший клиентский менеджер

Более 1500 выпускников

Прошло через Школу новых профессий с 2019 года

За три года существования проект сильно изменился, в нем появилось множество полезных опций, среди них:

Создана программа поддержки выпускников

Для сотрудников, которые после завершения обучения не получили продвижение, организуются открытые защиты, на которые приглашаются нанимающие менеджеры и рекрутеры. Благодаря этому мероприятию сотрудник либо получает рекомендации, какие еще компетенции нужно развить, чтобы получить продвижение; либо ему делают оффер прямо на защите. Рекрутерам и нанимающим менеджерам подобные мероприятия также полезны: за один день они могут посмотреть несколько высококвалифицированных кандидатов и сделать свой выбор.

>28%

Выпускников

получили продвижение или применяют полученные знания для решения новых задач в текущей роли

В корпоративную систему встроена функция траектории развития для каждого сотрудника

В этой системе высвечиваются рекомендации, как может выглядеть карьерное развитие сотрудника внутри компании и какие шаги необходимо предпринять для повышения.

Пример реализации

Сервис «Моя карьера» на платформе «ПУЛЬС»

В сервисе «Моя карьера» сотрудник видит возможные роли для перехода. Наиболее подходящие роли дополнительно подсвечиваются, а внутри отмечены изменения и преимущества для конкретного работника. При наличии траектории переобучения появляется кнопка «Пройти обучение».

Нанимающие менеджеры получают подборку кандидатов, подходящих на ту или иную вакансию, которых могут пригласить на работу, не обращаясь к рекрутерам.

Разрабатываются инструменты повышения числа успешно завершивших переобучение.

Сбер заинтересован, чтобы сотрудники, выбирали наиболее подходящую профессию и успешно завершали обучение. Сейчас в среднем 60-70% тех, кто перешел на синхронную часть обучения с преподавателем, доходят до финиша. Чтобы повысить конверсию, был разработан электронный курс «Учись учиться», который поможет эффективно поставить задачу на обучение и сохранить мотивацию. Курс доступен всем желающим, в том числе за рамками Сбера.

Что дальше?

В планах Школ новых профессий увеличить количество направлений переобучения, провести редизайн процесса отбора и усилить профориентацию сотрудников. Сейчас уже в разработке Школы автотестировщиков и ML-инженеров, а также профориентационное тестирование, которое поможет выбрать наиболее подходящее направление.

Идет активное развитие экспертных траекторий по уровням профкомпетенций (Junior, Middle, Senior, Master). Экспертные треки помогут закрыть потребность бизнеса в специалистах более высокого уровня и при этом освободить место для начинающих айтишников. Таким образом, у выпускников Школ появится еще больше возможностей для карьерного развития и роста.

Прежде чем стартовать с программой переобучения, необходимо убедиться, что у бизнеса не только востребована профессия, но и есть готовность рассматривать специалистов после переподготовки. Нужно понимать, что создание и внедрение подобного обучения — не быстрый процесс. Начать стоит с анализа профиля потенциального участника и профиля кандидата у принимающей стороны. Затем состыковывать их. Это маленькие шаги, ведущие к эффективной программе в будущем.

quote

Ольга Шумихина,
Руководитель направления,
Управление развития и карьеры Сбера