Бизнес

Образовательные центры VK в вузах

Как утолить кадровый голод программой подготовки молодых специалистов в IT

IT-сфера в нашей стране начала бурно развиваться около 10 лет назад, а вместе с развитием технологических компаний пришел кадровый голод. Не хватало квалифицированных сотрудников с актуальными знаниями и релевантным опытом работы: в вузах давали фундаментальные знания, но учебные программы не успевали меняться под актуальные запросы бизнеса, а крупных IT-компаний, в которых можно было набраться релевантного опыта, тогда было мало.

11 лет назад VK (тогда компания называлась Mail.ru Group) также столкнулась с ограниченным выбором специалистов необходимого уровня квалификации и нехваткой опыта для работы c цифровыми технологиями и сервисами. Для того чтобы решить эту проблему в перспективе, в VK начали открывать образовательные проекты совместно с вузами для подготовки специалистов по востребованным IT-специальностям, таким как фронтенд-, бэкенд- и мобильная разработка, машинное обучение, аналитика, информационная безопасность и многие другие. Одним из первый вузов где компания открыла свой образовательный центр, был МГТУ им. Н. Э. Баумана. В рамках программы VK специалисты компании обучали и менторили студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. С тех пор образовательные центры и курсы VK появились в 15 крупнейших вузах страны, в них прошли обучение 20 тысяч студентов. Такие проекты помогают качественно и достаточно быстро закрывать задачи по набору молодых специалистов.

Мы верим, что у специалистов в IT-кластере должна быть одновременно и фундаментальная, и практико-ориентированная подготовка. Поэтому приходим в вузы, где есть фундамент, но не хватает практического знания и глубокого погружения в IT.

Анна Степанова,
директор образовательных проектов VK

Вызовы

Создать образовательную программу для подготовки junior- и middle-специалистов, чтобы превентивно решить проблему дефицита кадров и необходимых компании навыков в будущем. Подготовить специалистов, решающих бизнес-задачи VK.

Для этого необходимы пять шагов

1 Разработать образовательную программу — с учетом актуальных потребностей бизнеса и потенциала студентов — и подготовить к преподаванию сотрудников компании.
2 Установить партнерство с ведущими вузами страны, объединив компетенции университетов и технологической компании, чтобы создать образовательный и практико-ориентированный продукт.

Вузам без бизнеса тяжело, это факт. Как и бизнесу без вузов. Необходимо налаживать взаимодействие, показывать компетенции, учить этим компетенциям и быть в синергии. А формат этой синергии, будь то базовая кафедра или регулярные воркшопы, мастер-классы и лекции от бизнеса, — это уже на усмотрение каждой организации.

Анна Степанова,
директор образовательных проектов VK

3 Привлечь мотивированных участников с высоким уровнем образования и интересом к цифровым технологиям.
4 Познакомить участников программы с культурой VK и внутренней жизнью компании.
5 Создать систему отбора и трудоустройства выпускников с лучшими результатами.

Решение

Разработаны краткосрочные и долгосрочные образовательные форматы на базе вузовского образования, которые помогают подготовить молодых специалистов для решения разных бизнес-задач VK. Для этого понадобилось:

1

Партнерство с вузами,

которые обучают будущих специалистов нужного профиля. Обучение в вузе помогает получить фундамент, развивает навыки работы с информацией и дает классическую подготовку будущему специалисту. Усилить эти навыки помогают практика и тренинги от бизнеса.
2

Разработка программ обучения

Все программы включают в себя не только актуальную теорию, но и практику. Программа ориентирована на подготовку будущих специалистов, поэтому отработке практических навыков и разбору кейсов уделяется больше внимания, чем теории.

К нам от вузов поступают очень разные запросы. В одном университете превалирует R&D-повестка (англ. Research and Development), то есть упор делается на исследованиях, и там студентам не актуальна наша практика. Им интереснее работать с аналитикой. Для таких студентов мы готовим аналитические, исследовательские проекты, драйвим R&D-повестку.

В другом университете ребята хотят работать с разработкой и программным обеспечением. В этом случае мы рассматриваем потенциал студентов, их бэкграунд и даем другой формат образовательного продукта — более динамичный, например буткемп. Таким образом, мы всегда предлагаем разные инструменты — в зависимости от потребностей студентов.

Анна Степанова,
директор образовательных проектов VK

3

Подготовка сотрудников для преподавания

Молодые специалисты получают знания от опытных сотрудников, которые уже работают во VK. Вовлеченные сотрудники могут дать именно те знания, которые потребуются в работе потенциальных кандидатам. Для того чтобы преподавание было успешным, сотрудников необходимо подготовить, ведь не все из них имеют нужный для этого опыт.
4

Погружение в корпоративную среду

Преподаватели погружают молодых специалистов в культуру компании с помощью общения, знакомства с традициями и внутренними правилами VK. Для знакомства с культурой VK применяются и другие инструменты, такие как:
  • чемпионаты
  • совместные проекты участников
  • хакатоны
  • нетворкинг
При обучении участники программы также знакомятся и с руководителями направлений, будущими коллегами.
5

Корректировка программ

на основе обратной связи от участников программ и преподавателей. Благодаря этому программы остаются актуальными, а студенты ― вовлеченными в обучение.
6

Трудоустройство выпускников программы в компанию

Лучшие студенты оказываются в резерве (пуле) молодых специалистов, которые затем устраиваются в компанию по отдельному набору.

VK использует различные форматы обучения по IT-специальностям

Среди форматов

Лекции
Перевернутый класс
Буткемпы
Peer-to-peer (взаимное обучение)
Гибридные встречи

Основной фокус на менторское сопровождение и качественные методологические аппараты.

В этом году команда экспериментировала с новым форматом — обучением в движении. Вместо стандартного лекционного формата, когда бизнес приходит и что-то рассказывает студентам, ребята сами пришли в разные команды бизнеса и «в поле» изучали инструменты и технологии. Получилось погружение в тему на продвинутом уровне, своего рода IT-diving.

Результат

Центров

VK открыла образовательные центры в 15 ведущих вузах страны, среди них МГУ, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, Университет «Сириус» и другие.

Сначала программы обучения были только по техническим направлениям, но затем к ним прибавились и другие ― креативные индустрии, дизайн, маркетинг, IT-рекрутинг. Программы разработаны для разных уровней: некоторые рассчитаны на базовый уровень подготовки, другие ― на средний. Программы бесплатны, но нужно пройти серьезный конкурс, чтобы обучаться на них. Так на программу набираются заинтересованные участники с высоким уровнем подготовки.

Пример программы

В 2019 году была создана Академия больших данных MADE — учебная программа, в рамках которой готовят специалистов по Data-направлениям: Data Science, Data Engineering, Data Analytics, Machine Learning и другие. Обучение длится 12–18 месяцев. Оно рассчитано оно не на джунов, а на ребят уровня middle (ИТ-специалистов с опытом 1–3 года).

Это бесплатная программа, но для зачисления обучающиеся проходят жесткий отбор. Чтобы успешно пройти испытания, нужны хорошие знания математики.

Уникальность программы заключается в том, что в качестве преподавателей привлекаются лучшие эксперты рынка, которые не всегда являются сотрудниками VK. Благодаря этому у студентов появляется доступ к различным практикам и знаниям, отчего растет уровень их профессиональной подготовки.

Как правило, на потоке учится небольшое количество студентов, 150–200 человек максимум. 10% выпускников впоследствии устраиваются в VK. Остальные ребята попадают в компании конкурентов, но это отличная возможность для VK делиться накопленной экспертизой с рынком. Сторонние работодатели высоко оценивают подготовку специалистов, обучавшихся в Академии больших данных.

от 5 до 12 человек

конкурс на одно место
обучения

За год обучение по образовательным программам VK проходят около 6 тысяч человек.

VK

5% продолжают карьеру в компании

Время трудоустройства

10 дней в среднем скорость найма молодых специалистов

За 11 лет у нас более тысячи выпускников стали сотрудниками VK. У них высокий уровень вовлеченности, преемственности компании. Он сильно отличается от уровня лояльности людей, которые приходят с «рынка».

Анна Степанова,
директор образовательных проектов VK

Также программы для молодых специалистов повышают качество подготовки специалистов в целом в IT-отрасли. Не все выпускники программ устраиваются именно во VK. Другие работодатели ценят прохождение этого обучения и портфолио студентов программы. Бывают случаи, когда ребята, отучившись в образовательных программах VK и попробовав себя в других компаниях, возвращаются к нам уже в статусе middle-специалистов.

Ресурсы

Опытные специалисты ― важный ресурс при подготовке и проведении образовательных программ.

Большая часть преподавателей ― сотрудники компании. Компания привлекает и экспертов ― до 150 тренеров и топовых специалистов в год. Кроме того, команда самого департамента образования ― 40 человек. Это комьюнити-менеджеры, менторы, руководители программ, методологи.

600 сотрудников VK

преподают на программах
в течение года

Что дальше?

Масштабирование без потери качества образовательных программ ― основная задача на будущее.

Развитие планируется по трем ключевым направлениям

Усиление партнерства с вузами. Увеличение количества профильных крупных партнеров-университетов поможет привлечь в программы больше студентов и преподавателей.
Развитие олимпиадного движения технической направленности поддержит не только студентов, но и школьников. В перспективе это увеличит количество увлеченных специалистов в IT-отрасли.
Внедрение новых форматов обучения. Сочетание науки, исследования и практики будет использоваться в таких форматах обучения, как инженерные школы, технические лаборатории, образовательные треки.