«Школа 21»: переобучение сотрудников в Сбере

Как создать образовательный интенсив для топ-менеджеров, чтобы они учили друг друга

Сегодня многие компании собирают и хранят большие данные о поведении клиентов, состоянии рынка и производства — обо всем, что может быть полезно бизнесу. Объем и количество создаваемой и потребляемой информации постоянно растет, и для того, чтобы бизнесу быть успешным и своевременно реагировать на изменения в мире, экономике и поведении клиентов, необходимо постоянно анализировать все потоки данных.

Ручные инструменты уже не актуальны и не эффективны при таких объемах информации, поэтому перед компаниями стоит задача по развитию культуры работы с данными на всех уровнях. Чем выше уровень компетентности и экспертизы по этой теме в России, тем выше качество и точность статистических данных. В условиях цифровизации и эволюции рынка все участники экосистемы Сбера заинтересованы в развитии культуры работы и анализа больших данных.

Вызовы

Создать образовательную программу для топ-менеджеров, в рамках которой аудитория может освоить статистические методы, методы интеллектуального анализа и машинного обучения, а также проявить и потренировать навыки эффективной коммуникации и другие мягкие навыки.

Цель обучения — сформировать и развить у менеджеров С-уровня навыки:

Решение

Согласно «пирамиде Дейла», человек запоминает в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам и чему научил других. Для более успешного освоения информации и навыков компания решила запустить интенсив — по уникальной методологии «Школы 21» — «Введение в анализ данных и управление ими».

В методологии «Школы 21» заложен подход peer-to-peer, или «равный — равному». В основе концепции — идея массового сотрудничества: участники сообща разбираются в образовательном контенте и задачах, выступают друг для друга наставниками.

Интенсив длится две недели, он проводится на образовательной платформе «Школы 21» полного цикла, где участники выполняют проекты, общаются друг с другом, планируют свой день и нагрузку, проверяют домашние задания. Доступ к платформе у участников есть 24/7.

При разработке этой программы у «Школы 21» были следующие гипотезы:

1

Благодаря подходу peer-to-peer руководители (топ-менеджмент) программы погрузятся в тему анализа данных и повысят навыки работы с данными до такого уровня, что смогут разговаривать c data-science-специалистами на одном языке, понимать объемы и сложность работ.

2

Двухнедельная программа, выстроенная по принципу peer-to-peer, поможет участникам развить не только «твердые» навыки, но и «мягкие». Таким образом, обучение станет инструментом и для тимбилдинга.

3

Благодаря практико-ориентированному подходу участникам будет проще справляться с задачами — без дополнительных разъяснений со стороны методологической команды.

4

Методология предполагает высокий уровень self-менеджмента, когда участник, разобравшись с материалом и задачей, готов делиться знаниями с коллегами через консультации и самоорганизованные лекции. В будущем выпускники программы смогут адаптировать методологию «Школы 21» под нужды своих команд.

Результат

Программа прошла полный цикл разработки — от снятия запроса заказчика до организации выпускного и сбора обратной связи после окончания программы

Команда интенсива

Методисты и эксперты сняли запрос с заказчика, разработали программу, ее методическое сопровождение.
DevOps-инженеры поддерживали во время интенсива инфраструктуру кампуса «Школы 21» (ПО, ПК и др.).
Техподдержка отвечала участникам по вопросам настройки учетных записей на образовательной платформе, решала внештатные ситуации.
Комьюнити-менеджеры сопровождали участников интенсива по всем организационным вопросам, проводили дополнительные мероприятия по сплочению команд и тимбилдингу для помощи в адаптации к методологии «Школы 21».

Было проведено три запуска, результатами программы «Школа 21» и приглашенные эксперты очень довольны.

Запуск 1

Сентябрь, 2021 год
Кампус «Школы 21»: Казань

COR¹: 100%

NPS²: 63%

CSI³: 9.3

Запуск 2

Июль, 2022 год
Кампус «Школы 21»: Москва

COR¹: 96%

NPS²: 67%

CSI³: 9.2

Запуск 3

Сентябрь, 2022 год
Кампус «Школы 21»: Казань

COR¹: 100%

NPS²: 89%

CSI³: 9.4

У программы высокие показатели COR, NPS, CSI, потому что «Школа 21» разработала дополнительные инструменты для вовлечения участников в образовательный процесс.

Проведение регулярной ретроспективы с применением Agile-практик по итогам предыдущего дня. Это позволяет вернуть всех участников интенсива в единый обучающий контекст, даже если участник был не на 100% вовлечен по различным причинам. Школа создавала «безопасную среду» для обсуждения проблем и трудностей не только по образовательной программе, чтобы вовремя идентифицировать и устранить потенциальные сложности участников.

Организация дополнительных активностей для раскрытия потенциала участников, если это не произошло в течение первых дней обучения. «Школа 21» мотивирует участников устраивать семинары / мастер-классы / воркшопы друг для друга, чтобы обучение шло более эффективно.

Геймификация. Участники за выполнение заданий и проверку домашних работ коллег получают очки опыта и различные награды. Элементы геймификации мотивируют участников выполнять задания и достигать образовательные цели.

1 От англ. Completion rate — метод измерения эффективности образовательной программы. COR-показатель демонстрирует % завершивших обучение от числа тех, кто зарегистрировался на курс.

2 От англ. Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности. Метрику используют, чтобы оценить готовность покупателя к повторным покупкам (готов ли он рекомендовать курс знакомым).

3 От англ. Customer Satisfaction Index — показатель удовлетворенности клиента. Индекс позволяет оценить, насколько клиенту понравилось взаимодействие с компанией.

Что дальше?

«Школа 21» планирует продолжать запуски программы «Введение в анализ данных и управление ими», расширяя отрасли компаний-заказчиков и совершенствуя контент на основе обратной связи выпускников.