Как создать образовательный продукт, с которым захотят взаимодействовать ведущие вузы страны
Сегодня в Яндексе довольно разветвленная сеть партнерства с ведущими техническими вузами страны. Например, благодаря такому сотрудничеству во ВШЭ появился Факультет компьютерных наук, а в МФТИ — Высшая школа программной инженерии (совместные факультеты вузов и Яндекса). Компания стремится укреплять свои позиции в академической среде, чтобы активно принимать участие в подготовке будущих IT-специалистов и не ждать, пока вузы самостоятельно разработают магистерские и бакалаврские программы. За основу образовательных продуктов Яндекс берет курсы Школы анализа данных, своего флагманского продукта. Это — центр экспертизы и компетенций компании.
Яндекс не создает закрытые и обязывающие к чему-то проекты. Мы открыты для индустрии: это — в ДНК компании. Именно поэтому большинство наших образовательных программ бесплатные. Можно прийти учиться в Яндексе, и после выпуска не обязательно трудоустраиваться к нам.
Сергей Бражник,
Директор по развитию образования Яндекса
15 лет назад Яндекс ощутил острую нехватку специалистов, способных разрабатывать решения на основе алгоритмов машинного обучения
Приходилось выбирать либо между математиками (причем теоретиками-алгоритмистами), либо между программистами. Не было понимания, как интегрировать математическую модель в индустриальную. Руководство компании осознало эту проблему и решило действовать фундаментально — создать собственный образовательный проект, который будет решать задачи бизнеса.
Для этого требовалось:
Найти сильных партнеров и специалистов, деятельность которых затрагивала бы разные области машинного обучения. Предположительно, это должны были быть люди с фундаментальными знаниями математики, доктора или кандидаты наук.
Создать промышленную основу для подготовки кадров по машинному обучению. На рынке не было ничего подобного, поэтому Яндекс решил стать первопроходцем в подготовке айтишников, которые работали бы с данными.
Сформировать команду из опытных преподавателей из академической среды и экспертов различных компаний. Бизнес развивается очень быстро, поэтому с каждым годом необходимо обучать все больше студентов, значит, нужно наращивать и базу преподавателей.
Создать центр экспертизы и компетенций, на основе которого можно разрабатывать новые образовательные продукты и который реально интегрировать в вузы.
В 2007 году открыли первый набор в Школу анализа данных, и это было самое громкое событие в сфере образования: студенты могли пойти учиться на двухгодичную программу и освоить новое направления деятельности, которое не преподавалось ни в одном академическом вузе России.
Двухгодичная программа Яндекса, первое место в России, где учат анализу данных. Курсы ШАДа легли в основу образовательных программ крупных университетов, таких как НИУ ВШЭ, МФТИ и СпбГУ.
Гибкая программа для тех, кто хочет исследовать машинное обучение и работать в IT-индустрии
Авторские курсы от российских и зарубежных ученых и специалистов
Домашние задания, приближенные к реальным задачам в IT-практике
Диплом, который признают не только в России, но и в крупных зарубежных компаниях
Школа анализа данных появилась благодаря Аркадию Воложу и привлеченным им двум профессорам — Илье Борисовичу Мучнику, научному руководителю ШАДа и директору направления «Анализ данных в прикладных науках», и Елене Игоревне Буниной, доктору физико-математических наук, профессору кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, директору ШАД, генеральному директору Яндекса в России.
ШАД — открытый, изначально бесплатный проект, нацеленный на студентов технических вузов, начиная с третьего курса
Туда поступают абитуриенты, которым интересны направления больших данных, анализа данных, искусственного интеллекта, машинного обучения. Если студент проходит достаточно сложное вступительное испытание, его зачисляют на курс. На экзамене в основном проверяется математический аппарат абитуриента:
дискретная математика
теория вероятности
математическая логика
математический анализ
Если студенту немного не хватает баллов для зачисления на бюджетное место, ему дают возможность пройти обучение на платной основе.
Специфика ШАДа заключается в том, что при поступлении и при обучении ни у студентов, ни у компании нет друг перед другом обязательств. После выпуска ребята не должны идти работать в Яндекс, а компания не обязана их трудоустраивать. Тем не менее почти половина выпускников ШАДа остаются работать в Яндексе.
За 15 лет существования ШАД стала культовой образовательной программой, куда мечтают попасть студенты технических вузов. Выпускники ШАДа высоко ценятся в любой компании мира, применяющей машинное обучение.
Школа анализа данных не локальный кейс, который работает только для России. Он работает и на международном рынке. Сложно сказать, какой студент лучше — выпускник ШАДа или западного университета типа Стэнфорда по схожему направлению.
Сергей Бражник,
Директор по развитию региональных
образовательных проектов Яндекса
Сегодня у московского ШАДа есть пять филиалов в городах присутствия офисов разработки
партнерство с СПбГУ, ИТМО
партнерство с БГУ
партнерство с НГУ
партнерство с УРФУ
партнерство с Университетом Лобачевского, ННГУ
За 15 лет существования Школы анализа данных
В среднем в год выпускает Школа анализа данных
Все это не стало бы возможным без сильных партнерств и связей в академической среде. За годы работы Яндекс сформулировал несколько условий, на которых сотрудничает с вузами.
Чтобы сохранить уровень образования, Яндекс не отдает управление Школой самому вузу
Установка, какие должны быть преподаватели и дисциплины и как нужно преподавать студентам, исходит от компании. Яндекс оставляет за собой право искать преподавателей и платить им. Компания ни в какой форме не спонсирует здесь вуз.
В ШАДе используется семинарский подход,
при этом есть возможность слушать лекции в записи от московского преподавателя, это удобно для региональных филиалов. Но в регионах Яндекс старается сформировать свой пул семинаристов, чтобы у студентов оставалась возможность разобрать лекционный материал очно с преподавателем. Семинаристом может быть как сотрудник вуза, так и сотрудник другой компании.
Филиал ШАДа открывается только в точке присутствия офиса разработки.
Это делается для того, чтобы у студентов после выпуска была возможность локально трудоустроиться. Прежде чем открыть где-либо офис, компания проводит исследование локального рынка — насколько богатый выбор IT-специалистов, сколько вакансий, каков объем и размер компаний на этом рынке, есть ли там технические факультеты или университета и академические знакомства.
В планах Яндекса развивать взаимодействие с базовыми университетами. Вузы начали понимать, что с бизнесом выгодно сотрудничать, поэтому они готовы на разные схемы взаимодействия (что сложно было представить три года назад, когда никто не задумывался о дистанционном обучении).
Также Яндекс продолжит актуализировать образовательные программы, будет работать над их расширением, чтобы стать более полезным рынку и улучшать бизнес-показатели компании.