Бизнес

Партнерство Яндекса с вузами на примере Школы анализа данных

Как создать образовательный продукт, с которым захотят взаимодействовать ведущие вузы страны

Сегодня в Яндексе довольно разветвленная сеть партнерства с ведущими техническими вузами страны. Например, благодаря такому сотрудничеству во ВШЭ появился Факультет компьютерных наук, а в МФТИ — Высшая школа программной инженерии (совместные факультеты вузов и Яндекса). Компания стремится укреплять свои позиции в академической среде, чтобы активно принимать участие в подготовке будущих IT-специалистов и не ждать, пока вузы самостоятельно разработают магистерские и бакалаврские программы. За основу образовательных продуктов Яндекс берет курсы Школы анализа данных, своего флагманского продукта. Это — центр экспертизы и компетенций компании.

Яндекс не создает закрытые и обязывающие к чему-то проекты. Мы открыты для индустрии: это — в ДНК компании. Именно поэтому большинство наших образовательных программ бесплатные. Можно прийти учиться в Яндексе, и после выпуска не обязательно трудоустраиваться к нам.

Сергей Бражник,
Директор по развитию образования Яндекса

Вызовы

15 лет назад Яндекс ощутил острую нехватку специалистов, способных разрабатывать решения на основе алгоритмов машинного обучения

Приходилось выбирать либо между математиками (причем теоретиками-алгоритмистами), либо между программистами. Не было понимания, как интегрировать математическую модель в индустриальную. Руководство компании осознало эту проблему и решило действовать фундаментально — создать собственный образовательный проект, который будет решать задачи бизнеса.

Для этого требовалось:

1

Найти сильных партнеров и специалистов, деятельность которых затрагивала бы разные области машинного обучения. Предположительно, это должны были быть люди с фундаментальными знаниями математики, доктора или кандидаты наук.

2

Создать промышленную основу для подготовки кадров по машинному обучению. На рынке не было ничего подобного, поэтому Яндекс решил стать первопроходцем в подготовке айтишников, которые работали бы с данными.

3

Сформировать команду из опытных преподавателей из академической среды и экспертов различных компаний. Бизнес развивается очень быстро, поэтому с каждым годом необходимо обучать все больше студентов, значит, нужно наращивать и базу преподавателей.

4

Создать центр экспертизы и компетенций, на основе которого можно разрабатывать новые образовательные продукты и который реально интегрировать в вузы.

Решение

В 2007 году открыли первый набор в Школу анализа данных, и это было самое громкое событие в сфере образования: студенты могли пойти учиться на двухгодичную программу и освоить новое направления деятельности, которое не преподавалось ни в одном академическом вузе России.

Что такое ШАД

Двухгодичная программа Яндекса, первое место в России, где учат анализу данных. Курсы ШАДа легли в основу образовательных программ крупных университетов, таких как НИУ ВШЭ, МФТИ и СпбГУ.

Гибкая программа для тех, кто хочет исследовать машинное обучение и работать в IT-индустрии

Авторские курсы от российских и зарубежных ученых и специалистов

Домашние задания, приближенные к реальным задачам в IT-практике

Диплом, который признают не только в России, но и в крупных зарубежных компаниях

Школа анализа данных появилась благодаря Аркадию Воложу и привлеченным им двум профессорам — Илье Борисовичу Мучнику, научному руководителю ШАДа и директору направления «Анализ данных в прикладных науках», и Елене Игоревне Буниной, доктору физико-математических наук, профессору кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, директору ШАД, генеральному директору Яндекса в России.

ШАД — открытый, изначально бесплатный проект, нацеленный на студентов технических вузов, начиная с третьего курса

Туда поступают абитуриенты, которым интересны направления больших данных, анализа данных, искусственного интеллекта, машинного обучения. Если студент проходит достаточно сложное вступительное испытание, его зачисляют на курс. На экзамене в основном проверяется математический аппарат абитуриента:

дискретная математика

теория вероятности

математическая логика

математический анализ

Если студенту немного не хватает баллов для зачисления на бюджетное место, ему дают возможность пройти обучение на платной основе.

Специфика ШАДа заключается в том, что при поступлении и при обучении ни у студентов, ни у компании нет друг перед другом обязательств. После выпуска ребята не должны идти работать в Яндекс, а компания не обязана их трудоустраивать. Тем не менее почти половина выпускников ШАДа остаются работать в Яндексе.

>60%выпускников
ШАДа
Работали когда-либо в Яндексе

Результат

За 15 лет существования ШАД стала культовой образовательной программой, куда мечтают попасть студенты технических вузов. Выпускники ШАДа высоко ценятся в любой компании мира, применяющей машинное обучение.

Школа анализа данных не локальный кейс, который работает только для России. Он работает и на международном рынке. Сложно сказать, какой студент лучше — выпускник ШАДа или западного университета типа Стэнфорда по схожему направлению.

Сергей Бражник,
Директор по развитию региональных
образовательных проектов Яндекса

Сегодня у московского ШАДа есть пять филиалов в городах присутствия офисов разработки

Санкт-Петербург

партнерство с СПбГУ, ИТМО

Минск

партнерство с БГУ

Новосибирск

партнерство с НГУ

Екатеринбург

партнерство с УРФУ

Нижний Новгород

партнерство с Университетом Лобачевского, ННГУ

За 15 лет существования Школы анализа данных

14потоков
1300выпускников

В среднем в год выпускает Школа анализа данных

150–160студентов

Все это не стало бы возможным без сильных партнерств и связей в академической среде. За годы работы Яндекс сформулировал несколько условий, на которых сотрудничает с вузами.

Чтобы сохранить уровень образования, Яндекс не отдает управление Школой самому вузу

Установка, какие должны быть преподаватели и дисциплины и как нужно преподавать студентам, исходит от компании. Яндекс оставляет за собой право искать преподавателей и платить им. Компания ни в какой форме не спонсирует здесь вуз.

В ШАДе используется семинарский подход,

при этом есть возможность слушать лекции в записи от московского преподавателя, это удобно для региональных филиалов. Но в регионах Яндекс старается сформировать свой пул семинаристов, чтобы у студентов оставалась возможность разобрать лекционный материал очно с преподавателем. Семинаристом может быть как сотрудник вуза, так и сотрудник другой компании.

Филиал ШАДа открывается только в точке присутствия офиса разработки.

Это делается для того, чтобы у студентов после выпуска была возможность локально трудоустроиться. Прежде чем открыть где-либо офис, компания проводит исследование локального рынка — насколько богатый выбор IT-специалистов, сколько вакансий, каков объем и размер компаний на этом рынке, есть ли там технические факультеты или университета и академические знакомства.

Что дальше?

В планах Яндекса развивать взаимодействие с базовыми университетами. Вузы начали понимать, что с бизнесом выгодно сотрудничать, поэтому они готовы на разные схемы взаимодействия (что сложно было представить три года назад, когда никто не задумывался о дистанционном обучении).

Также Яндекс продолжит актуализировать образовательные программы, будет работать над их расширением, чтобы стать более полезным рынку и улучшать бизнес-показатели компании.