Летние и зимние цифровые школы Сбера для преподавателей

Как работать с преподавателями цифровых дисциплин высших и средних учебных заведений, чтобы увеличить охват образовательного контента на 100 тысяч студентов

Сбер ― крупный работодатель в digital-сфере. Компания развивается, и ей нужны новые кадры в этой нише. Один из способов формирования нужных навыков ― образовательные программы для студентов и молодых специалистов. Однако число таких программ ограничено ресурсами компании. Чтобы увеличить охват своим образовательным контентом, Сбер создал уникальный проект — онлайн-программу для преподавателей вузов и колледжей по всей стране.

На рынке нет аналогичного продукта не только по целевому назначению, но и по формату сотрудничества: Сбер работает с преподавателями на бесплатной основе и без каких-либо обязательств, это открытый проект. После прохождения программы преподаватели могут существенно улучшить программы своих дисциплин.

В рамках Школ Сбер знакомит слушателей с современными технологиями преподавания и делится материалами для использования в программах подготовки студентов. Применяя в работе кейсы и актуальную теорию из программы, преподаватели знакомят своих студентов с культурой компании, ее внутренними процессами и косвенно формируют отношение к Сберу как к будущему работодателю.

Вызовы

Создать образовательную программу для преподавателей цифровых дисциплин высших и средних профессиональных учебных заведений

Эта программа познакомит преподавателей с рабочими кейсами экосистемы Сбера и актуальными материалами, методиками для занятий со студентами.

Преподаватели цифровых дисциплин смогут применить знания на своих лекциях и улучшить качество занятий. Таким образом о внутренних процессах Сбера и форматах работы узнает намного больше студентов, которые в будущем смогут стать сотрудниками экосистемы. Это усиливает HR-бренд, так как компания создает, внедряет и продвигает передовые технологии, привлекает лучшие кадры и развивает команду.

Обучая 1200 преподавателей, мы распространяем свой контент примерно на 120 тысяч студентов. В среднем каждый слушатель Летней школы, читая лекции, преподает в год 100 студентам в вузе. Дотянуться напрямую до 100 тысяч студентов со своим контентом, кроме как через обучение преподавателей, нам кажется вряд ли возможным.

quote

Дмитрий Коваленко,
директор университетских
проектов СберУниверситета

Решение

Созданы краткосрочные программы ―
Летняя и Зимняя школы ― для преподавателей вузов и ссузов.

В Летней школе слушатели обучаются на шести треках: наука о данных, инжиниринг данных, разработка на Java, кибербезопасность, устойчивое развитие, цифровые финансы и бизнес-модели. Они включают в себя обзорные лекции, электронные курсы, вебинары, проработку кейсов, а также поддержку в специальных каналах в мессенджере.
В Зимней школе участники обучаются педагогическому дизайну ― как строить занятия так, чтобы обучающимся было интересно, иллюстрировать теорию кейсами, вовлекать студентов в процесс обучения. К участию в Зимней школе допускаются те, кто успешно прошел обучение в Летней.

Несколько особенностей программы.

  • Обучение бесплатно для тех, кто прошел отбор.
  • Курсы проводятся онлайн ― так с ними смогут познакомиться преподаватели из отдаленных регионов, а еще так легче совмещать обучение с другими занятиями.
  • Некоторые треки (разработка на Java, наука о данных, инжиниринг данных) разделены на разные уровни сложности. Слушатели сами выбирают траекторию, исходя из своего уровня владения предметом ― продвинутые специалисты или начинающие пользователи.
  • В программе есть разные форматы обучения. Это не только лекции, но и круглые столы, деловые игры, интерактивные задания.
  • Участники программы могут пройти аттестацию и получить удостоверение о повышении квалификации.

Результат

В течение трех лет проводится Летняя и Зимняя школа для преподавателей, чья научная и педагогическая деятельность связана с цифровыми дисциплинами.

Сначала в Летней школе было лишь три направления, сейчас их уже шесть. В этом году от желающих пройти обучение было получено больше 5000 заявок. В школе приняли участие 1200 человек, прошедших отбор. Программа насыщенная, полезная и достаточно объемная, но до итоговой аттестации доходят ⅔ участников.

1200
человек
проходили обучение в Летней цифровой школе 2022 года

102 спикера проводили вебинары для слушателей 6 треков

От выпускников собирается обратная связь по содержанию курса: чаще всего отмечают, что этот контент полезен и структурирован, а большая часть участников заявляет о готовности применять на занятиях материалы и кейсы Летней школы.

NPS Летней школы 2022 ― 84%. CSI ― 9,3

Ресурсы, которые нужны для проведения Летней и Зимней школ — и подобных проектов.

Человеческие

Человеческие

Это работа преподавателей, экспертов, методологов и специалистов, сопровождающих проведение программы.

Интеллектуальные

Интеллектуальные

Для подготовки программы и ее обновления необходимо заранее готовить материалы: собирать кейсы, снимать видео, составлять чек-листы. Также интеллектуальные ресурсы нужны для составления аттестации и оценки ее результатов.

Технологические

Технологические

Программа проводится онлайн, поэтому необходима техническая поддержка проведения вебинаров, прохождения аттестаций, отправки нужных материалов.

Материальные

Материальные

Необходимо оплатить не только работу конкретных специалистов, но и технические издержки, например ― услуги провайдера, проведение вебинара и лицензионные программы.

Временные

Временные

Это время на подготовку программы и ее проведение.

Что дальше?

Есть три основных вектора развития ― увеличение количества участников программы и доли тех, кто успешно прошел итоговую аттестацию, а также улучшение качества контента.

Рост количества участников программы. Чем больше преподавателей пройдет программу, тем большее количество студентов познакомится с контентом Сбера.
Увеличение доли аттестующихся. Треть участников программы не доходят до конца ― некоторым программа кажется сложной, другим трудно обучаться онлайн. Сейчас примерно ⅔ участников успешно проходят аттестацию.
Улучшение качества контента. Интересные материалы привлекают участников. Такой контент преподаватели чаще используют в дальнейшем. Кроме того, улучшение контента ― это и разнообразие его форматов. Предполагаются эксперименты с интерактивными занятиями и другими формами контента, планируется подогревать включенность в обучение, геймифицировать отдельные процессы и улучшать качество кейсов. Повышению качества материалов помогает сбор и анализ обратной связи участников ― так становится понятно, какие темы актуальны, где материал изложен непонятно, а что вообще лучше исключить из программы или поменять формат.