Партнерство Skillbox с вузами

Как создать базу лояльных студентов и усилить позицию на рынке
онлайн-образования

Университету не нужно становиться EdTech-компанией.

quote

Надежда Галкина,
руководитель направления
«Высшее образование» в Skillbox

Сотрудничество EdTech-компаний и вузов перспективно не только для бизнеса: коллеги обмениваются опытом, наработанными методиками преподавания, благодаря чему растет качество образования. Когда EdTech-компания забирает на себя часть работ по созданию бакалаврских или магистерских программ, у преподавателей вузов освобождается время на практическую и исследовательскую деятельность, а также на работу со студентами — то, чем преподавателям действительно хотелось бы заниматься, но не получается из-за высокой загрузки.

Skillbox интересно развивать новое направление, чтобы устранять кадровый дефицит, усиливать позицию на рынке онлайн-образования и, конечно же, улучшать свои бизнес-показатели. В 2020 году компания вместе с ведущими университетами запустила дистанционные программы бакалавриата и магистратур. Сегодня их уже девять в партнерстве с тремя вузами — РАНХиГС, МПГУ и СПбПУ.

Вызовы

Сократить дистанцию между потребностями работодателей и возможностями выпускников

Во время общения с B2B-партнерами и коллегами команда Skillbox поняла, что на рынке труда большая нехватка квалифицированных специалистов. Например, многие профильные вузы не успели перестроить учебные процессы после пандемии, чтобы эффективно обучать студентов в новой реальности.

Команда Skillbox решила облегчить переход вузов в онлайн-формат и поставила перед собой четыре задачи

1

Подготовить более квалифицированные кадры для себя, коллег и B2B-партнеров. Выпускники Skillbox ценятся на рынке труда, потому что, помимо теоретических знаний, они обладают «твердыми» навыками, необходимыми работодателям.

2

Расширить бизнес: рынок высшего образования — узкая, но перспективная ниша, на развитие которой государство и частные бизнесы выделяют большие бюджеты.

3

Объединить ресурсы и опыт EdTech-компаний и вузов. Пандемия и карантин показали, что автоматического перехода в онлайн недостаточно. Предстоит либо разработать учебную программу с нуля — с учетом возможностей онлайн-обучения и потребностей студентов; либо адаптировать имеющиеся образовательные программы, добавить в них современные методики преподавания.

4

Интегрировать в академическую среду бизнес-культуру. Организационные и переговорные процессы в вузах не такие, как привык бизнес. Этот рынок очень сезонный: привязан к 1 сентября (старту обучения) и к 1 ноября (к этому времени должны быть заявлены все новые программы, которые будут открыты в следующем году). Также сотрудничество EdTech-платформ и вузов усложняют сезоны сессий и выпускных экзаменов: остается не так много времени на проектирование учебных программ. Без понимания этих нюансов бизнес-партнерство невозможно.

Решение

В 2020 году Skillbox совместно с РАНХиГС запустили бакалавриат по направлению Data-science. На первом потоке обучалось всего 8 студентов, но этого было достаточно, чтобы компания смогла скорректировать дальнейшую стратегию развития.

8 студентов

обучалось на первой программе высшего образования Skillbox

379 студентов

учится на программах высшего образования в 2022 году (при этом набор на заочные программы еще идет)

Прежде чем инвестировать в масштабирование этого направления, Skillbox протестировал различные подходы к образованию студентов и созданию учебных программ:


Благодаря анализу целевой аудитории и оценке спроса компания поняла, какие направления пользуются успехом среди студентов и чего им еще не хватает. Так, например, магистерская программа «Разработка компьютерных игр (геймдизайн)» спроектирована на основе анализа требований рынка и компетентностных профилей разработчиков игр и геймдизайнеров, а также консультаций с экспертами индустрии. За время обучения студенты осваивают три трека:

1

разработку на игровом движке Unity;

2

разработку на игровом движке Unreal Engine;

3

геймдизайн и продюсирование игровых проектов.

Провести исследование рынка

Договориться с каждым вузом о SLA (англ. Service Level Agreement — соглашение об уровне предоставления услуги). Как правило, университеты отвечают за академическую часть образования, Skillbox — за практико-ориентированные треки. Компания дает выпускнику результат в виде готового портфолио, полученного на практике с реальными заказчиками, или в виде успешных кейсов трудоустройства. Благодаря этому в партнерстве между вузами и Skillbox получается синергия.

Сформировать сильную команду методистов и продюсеров, которые помогают университетским партнерам строить учебные программы бакалавриата и магистратуры. Над каждой программой высшего образования в Skillbox работает пара «методист и продюсер».

Учесть потребности студентов, для которых важно сохранять баланс между личной жизнью и обучением. Skillbox оптимизирует учебные программы таким образом, чтобы не росла общая нагрузка на обучающихся.

Подготовить юридическую базу для сотрудничества с вузами. Вузы и EdTech-компании могут обогатить опыт друг друга. Но барьеров на этом пути много. Например, не всегда налаженные бизнес-процессы. Так, Skillbox совместно с вузами ищет пути их оптимизации, что занимает достаточно много времени.

Результат

В 2021 году Skillbox запустил пять совместных программ, включая одну из первых программ бакалавриата в России с РАНХиГС и МПГУ. В этом году к ним добавилась программа с СПбПУ и заочные программы с РАНХиГС. Набор студентов на заочные программы закончится в ноябре.

Девять программ в партнерстве с тремя вузами — РАНХиГС, МПГУ и СПбПУ.

select

1

Очная программа бакалавриата Data Science and Machine Learning с РАНХиГС

2

Заочная программа бакалавриата Data Science and Machine Learning с РАНХиГС

3

Очная программа бакалавриата «Веб-разработка» с РАНХиГС

4

Заочная программа бакалавриата «Веб-разработка» с РАНХиГС

5

Очная программа бакалавриата «Современный дизайн» с РАНХиГС

6

Очная программа магистратуры «Проектирование образовательного опыта» с МПГУ

7

Очная программа магистратуры «Разработка компьютерных игр» с РАНХиГС

8

Заочная программа магистратуры «Разработка компьютерных игр» с РАНХиГС

9

Очная программа магистратуры «Управление конкурентоспособностью бизнеса» с СПбПУ

За два года активной работы компания добилась пяти важных результатов.

1

Создала среду, в которой человек может сделать осознанный выбор в пользу будущей карьеры.
Как представитель индустриального образования, Skillbox дает человеку возможность почувствовать себя востребованным на рынке прямо сейчас. Компания не занимается искусственной мотивацией учеников к обучению. Она помогает достичь конкретного результата: наработать портфолио, устроиться на работу после выпуска. В компании есть Центр карьеры, профессиональная команда специалистов которого связывает работодателей и выпускников, помогает в подготовке резюме, прохождении собеседования. Ежеквартально Skillbox трудоустраивает в среднем более 500 студентов в ведущие компании страны — VK, Сбер, Яндекс и другие. 88% выпускников Skillbox, которые обращаются в Центр карьеры, находят работу.

500

студентов

Skillbox ежеквартально трудоустраивает в ведущие компании страны

2

Зафиксированы условия партнерства с университетами. У Skillbox и вузов четкое разделение обязанностей: какие курсы остаются на стороне университета, а какие — на стороне EdTech-компании. Чтобы помочь студенту добиться конкретного результата, Skillbox важно поддерживать его на всех этапах пути обучения, а также следить за прогрессом. Последнее помогает также корректировать программы в случае необходимости.

3

Сформулированы критерии качества для образовательных продуктов. Миссия Skillbox — дать возможность каждому быть актуальным и востребованным специалистом прямо сейчас. Вне зависимости от возраста и географии. Поэтому методисты и продюсеры компании следят за качеством обучения — собирают обратную связь студентов и на основе ответов принимают решение, нужно ли вносить в программу изменения. Благодаря этому уровень NPS (англ. Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) в компании составляет 9,3 балла из 10.

9,3

балла

Уровень NPS программ высшего образования Skillbox

4

Предоставлено качественное высшее образование по доступной цене. Онлайн-образование позволяет людям экономить большие суммы денег: не нужно переезжать в другой город, чтобы поучиться в топовом университете страны; можно проходить обучение в комфортном режиме и в удобное человеку время, что особенно актуально для работающих студентов; есть поддержка кураторов, которые отвечают на все вопросы и помогают решать проблемы, связанные с обучением на курсе.

5

Создана программа с бюджетными местами — «Проектирование образовательного опыта». Команда Skillbox заинтересована в том, чтобы растить будущих сотрудников для своей компании, поэтому они совместно с Московским педагогическим университетом разработали этот курс — как инвестицию в человеческий капитал.

18

бюджетных
мест

На программе «Проектирование образовательного опыта»

Что дальше?

Рынок высшего образования стремительно меняется, приходится держать руку на пульсе.

Skillbox продолжит инвестировать в развитие нового направления. Будет следить за образовательными реформами и корректировать количество человек, которых смогут принять на свои программы, в случае необходимости изменит контент и оптимизирует издержки.

В планах компании тестировать офлайн-форматы, чтобы вживую консультировать студентов. Таким образом, Skillbox рассчитывает расширить свое присутствие в вузах и принимать участие в приемных кампаниях. Сейчас Skillbox ведет переговоры о сотрудничестве с семью федеральными вузами и планирует разработать программы с несколькими региональными учебными заведениями на набор в 2023 году. Еще одним важным направлением развития станет возможность интеграции отдельных курсов Skillbox в уже готовые программы вузов. Вероятнее всего, спрос на бакалавриат и магистратуру в онлайн-формате будет только расти: потребность в цифровизации образования остается высокой, а у вузов часто не хватает технических возможностей и опыта управления цифровыми проектами.